Портрет Урсулы Мнишек

15.06.2016

Не поднимаясь до высот романтического одушевления, трепетности душевного движения, например, английского портрета, или огромной, сдерживаемой активности человеческих страстей, бушующих под спокойной оболочкой портретов Давида, Баччарелли, тем ни менее, пришел в своих лучших полотнах 80-90-х годов к искусству, исполненному спокойного благородства и мягкой гармонии.
Такие работы, как портрет Урсулы Мнишек (Национальный музей в Познани) или автопортрет в конфедератке (Национальный музей в Варшаве) подтверждают, что успехи Баччарелли были не единичными и не случайными явлениями.
В этой связи хотелось бы вспомнить и рисунки Баччарелли; здесь он был настоящим мастером. Несколько свободно брошенных живописных штрихов итальянского карандаша, несколько пятен мелком или пастелью на голубоватой бумаге - и рождался непринужденно живой, артистически выразительный образ, как «автопортрет» или очаровательный «женский портрет» (Национальный музей в Варшаве, кабинет гравюр) - типичные образцы артистического рисунка мастеров XVIII века, напоминающие, кстати, об итальянских истоках школы Баччарелли.
Эта сторона творчества Баччарелли, где он, видимо, был наиболее свободным и раскованным, а его художественный темперамент мог проявляться наиболее открыто, оказала большое влияние на самого одаренного из польских учеников Баччарелли - К. Войняковского, о чем свидетельствуют поэтические рисунки последнего. Все исследователи творчества Баччарелли едины в том, что период его творчества, совпадающий с эпохой правления Станислава Августа (1764 - 1795), был наиболее плодотворным в его обильном и разнообразном творчестве.