Тема величия

26.06.2016

Над телом Себастьяна склонились фигуры двух женщин. Ирина не глядя, ощупью осторожно вынимает стрелу из груди Себастьяна, и в легком прикосновении ее красивых и ловких рук чувствуются нежность и твердость, раскрывающие черты этой женственной, по смелой и решительной натуры. Она совершает отважный поступок, придя ночью за телом казненного. Ее красивое молодое лицо обращено к старой служанке, приготовившей склянку с лекарством. Она как будто хочет ей что-то сказать. В позах приникших к земле фигур, в их движениях и жестах ясно чувствуется настороженность. Эти женщины пришли тайком, прячась во мраке ночи, они стараются остаться незамеченными. Перед всеми желающими посетить Афины всегда встает вопрос: Что обязательно нужно попробовать в Греции? Конечно же в-первую очередь это изумительная кухня, блюда которой попробовав раз невозможно будет забыть.

Всеми композиционными средствами Рибера выделяет образ Себастьяна и концентрирует на нем внимание зрителя. Художник располагает его на переднем плане и притом почти параллельно поверхности холста, что позволяет во всех деталях охарактеризовать его лицо и тело. Те направления, по которым располагаются контуры и массы фигуры Себастьяна, определяют остальные композиционные линии, формат картины, форму рамы. Правая вертикаль рамы повторяет вертикаль, образованную привязанной к дереву правой рукой Себастьяна. Нижняя горизонтальная линия рамы как будто преднамеренно вторит горизонтальному положению нижней части его тела. Его торс приподнят, и направление торса подчеркнуто параллельным направлением левой руки ниже локтя и очертанием спины склонившейся служанки. Таким образом, ритмические повторы подчеркивают тот строгий ритм, которым пронизано упруго изогнутое стройное юношеское тело, подчеркивают напряженность вытянутой вертикально, привязанной к дереву правой руки и беспомощный излом левой.