Фрески на фасадах домов по Длугому Таргу

11.09.2016

В 1953 году на фасадах Длугой улицы и Длугого Тарга выполнены сграффито Юзефы Внуковой, отличающиеся великолепным ритмическим рисунком, сграффито Г. Жулавской, глубоко высеченные в стене (этот прием техники стенописи дал ей сильные светотеневые и живописные эффекты). В 1955 году созданы фрески на фасадах домов по Длугому Таргу художником Чеславом Жепинским, который в отличие от рассмотренных плоскостных и перспективных росписей применил тип станковой композиции, подобно тому, как сделал художник Ю. Студницкий во фреске на Охотничьей улице» в Варшаве. Однако методы станковой, постимпрессионистической живописи, применяемые во фреске, вряд ли способствуют связи живописи с архитектурой. В 1954 году были украшены стенописью фасады старого рынка Люблина. В большинстве композиций применен плоскостной тип решения. Лучшие композиции этого цикла созданы Ю. Стжелецким, и М. Ростковской. Этим художникам пришлось преодолеть особые трудности из-за асимметричности фасада здания. Вацлав Таранчевский в 1949 году сделал витраж для часовни Батория в королевском замке на Вавеле в Кракове.

Рассмотренные стенописи современных польских художников украшают главным образом здания старой архитектуры, восстановленные после военных разрушений; они представляют собой как бы переходный этап в развитии польской монументальной живописи. Дальнейшее развитие ее идет в направлении поисков синтеза стенописи с современной архитектурой. В этом отношении интересны настенные сграффито в интерьерах нового кинотеатра «Ленинград» в Гданьске, выполненные в 1954 году художником Я. Жулавским; они посвящены истории развития гданьского порта. Следует отметить также настенные росписи в интерьерах Сейма в Варшаве, выполненные в 1956 году; проект стенописи Ф. Коварского в Варшавском Народном Совете и ряд других работ.