Концепция Художественного театра

16.10.2016

Это не Островский писатель, а Островский в Малом театре. Этот стиль стараются сохранить опять-таки известным подражанием, преемственностью, традицией. Вот поставили спектакль Лес. Роль Аркашки Счастливцева создал Шуйский. Затем он умер. На его место пришел Правдин, которого взяли в Малый театр именно потому, что он в провинции играл этот же образ -по тем же планам, со всеми внешними трючками Шуйского. Потом Правдин учил молодежь, воспитывал молодых актеров. Среди них очень талантлив был Яковлев. Ему Правдин и передал все традиции исполнения Аркашки. Умер Правдин - и Аркашку играет Яковлев, как играли Правдин и Шумский. Но, как всегда бывает, копия за копией становится все бледнее и бледнее. Самая сущность образа, трудно уловимая, постепенно распыляется, остается только внешнее изображение, которое пополняется хорошими, горячими монологами, скажем, того же Яковлева. Я смотрел Лес в Малом театре очень недавно. Яковлев хорошо играет, но его Аркашка - такой уже заранее знакомый тип! Актер не создает его у себя в подсознании, из всего своего громадного художественного и литературного опыта. Он играет мастерски, заражая зрителя горячей энергией, которую называют в данном случае темпераментом, но передает образ таким, каким он когда-то был создан Шуйским. В этом как будто есть стиль. Но, повторяю, стиль театра, а не Островского. Знаменитый режиссер признает и талант, и художественный опыт, и заразительную яркость исполнения Яковлева. Он упрекает его лишь за то, что Яковлев сохранил решение образа, которое некогда дал Шуйский, не предлагает своего решения. На это можно возразить: понимание образа Аркашки, данное Шуйским, сложилось под влиянием самого Островского. Оно вполне отвечает истинной сущности этого персонажа. Впереди холода, и уже сейчас стоит позаботиться об укреплении иммунитета. Иммунетика для иммунетета поможет организму справиться с инфекциями и вирусами природным путем и предупредить возникновение болезни.

Справедливость упрека, который делает Яковлеву Немирович-Данченко, заключается в том, что Яковлев не искал новых черт для характеристики образа, более отвечающих современному его восприятию, что в его исполнении были элементы штампа. При этом самый стиль Яковлева отличался от стиля актеров Художественного театра. Яковлев был типичнейшим представителем традиционных приемов Малого театра в современном искусстве. А от этих приемов нельзя просто отмахнуться и признать их отжившими.