Форма - это еще не все

04.06.2017

Технически «Парижанка» выполнена очень просто - этим она отличается от других фильмов последнего десятилетия. И тем не менее это, наверное, самое интересное произведение сезона. Как тут не задуматься над излишним увлечением чисто техническими поисками у нас во Франции. Конечно, технические поиски относятся к важнейшим факторам прогресса в искусстве построения образа, и мы с радостью отмечали, что французская школа идет в этой области впереди. Но Чаплин напоминает нам, что форма - это еще не все. Запомним его урок.

Более четверти века прошло с тех пор, как Чаплин поставил этот фильм, двадцать пять лет, в течение которых было задумано и поставлено около пятнадцати тысяч фильмов, а «Парижанка» все еще остается редким, удивительным произведением. Новое, о чем говорилось выше,- психологическая правда - остается новым и в наши дни, так как мало еще фильмов, действующие лица которых выходят за пределы условностей. (Этими поисками правды в «Похитителях велосипедов» Витторио Де Сика непосредственно продолжает Чаплина, и в особенности «Парижанку».) Любите проводить время в онлайн-казино? Узнайте, как добиться лучших результатов http://mybiysk.ru/people/dobivajtes-luchshih-rezultatov-s-kazino-vulkan-eto-prosto-30441 без особых усилий.

В вышеприведенной статье я вспомнил по этому поводу Стендаля, сейчас хотелось бы добавить к его имени имя Толстого (что не удивительно, так как известно о влиянии первого на последнего). У Толстого еще меньше, чем у Стендаля, персонажей, о которых можно бы было вынести «суждения с точки зрения общепринятой морали», кажется, что автор нежно склонился над своими героями с намерением все понять и ничего не осуждать. То же самое в фильме «Парижанка», немые герои которого исповедуются перед нами более откровенно, чем все говорящие персонажи, которых мы видели до сих пор.

В 1921 году Луи Деллюк писал: «Такое впечатление, что Чаплин, эволюционируя с головокружительной быстротой, никогда не будет скучен. Самое большее, чего можно ожидать, что он создаст что-нибудь трагическое». Это предвиденное Деллюком «что-нибудь трагическое» смело переплелось с комедийным в фильме «Парижанка», поставленном в 1923 году, за четыре года до рождения звукового кино. Существует несколько значительных немых фильмов, по поводу которых можно сожалеть, что они появились слишком рано и не смогли воспользоваться звуком и словом. В их числе «Страсти Жанны д'Арк» Дрейера, а также «Парижанка». Хотя, может быть, последнему - драматической комедии - слово ничего и не добавило бы.