Герои «Большой жратвы»

14.02.2019

Феррери здесь не первооткрыватель. Над «извечными» проблемами и жестокими противоречиями цивилизации бились великие классики русской и мировой литературы, и в первую очередь Федор Михайлович Достоевский. Опыт предшествующих формаций и жизнь современной ему буржуазной Европы были трагичными, подтверждавшими, что Цивилизация делала более изощренным зло, которое родилось еще со времен варварства. Так считал Достоевский.

«Да оглянитесь кругом,— писал он,— кровь рекою льется... Уже века прошли с тех пор, как Клеопатра втыкала колотые булавки в груди своих невольниц и находила наслаждение в их криках и корчах... Вот вам все наше девятнадцатое столетие. Вот вам Северная Америка. Вырабатывает в человеке только многосторойность ощущений. Л через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение. По крайней мере, от цивилизации человек стал если не более кровожаден, то уж наверно хуже, гаже кровожаден, чем прежде...

Когда бросишь взгляд на всемирную историю, то о ней можно сказать все, что только самому расстроенному воображению в голову может прийти. Одного только нельзя сказать — что благоразумно» . Однако в сопоставлении этом кроется качественное различие. Достоевский не принимал буржуазную цивилизацию. В своем отрицании буржуазного мира его герои шли «до конца», до высшей крайности, иногда до преступления. Достаточно вспомнить убийство студентом Раскольниковым старухи процентщицы, бунт против бога Ивана Карамазова. Достаточно вспомнить философскую притчу Достоевского об извечном мировом зле, которое символизирует Легенда о Великом Инквизиторе...