Поддержите наш проект
Номер Яндекс-кошелька: 41001425646399
Цитата недели
Мне как лесбиянке/феминистке мои чувства и моя плоть, как и мой разум, подсказывают, что связи между женщинами и среди женщин есть наиболее пугающая, наиболее проблематичная и наиболее потенциально трансформирующая сила на планете.
Адриенна Рич (Adrienne Rich)Рубрики
Ссылки
Метки
Вера Акулова ЛГБТ Микаэла Яна Ситникова аборт аборты активизм внутренняя мизогиния гендерная социализация гомосексуальные женщины гомофобия гомофобное законодательство в России группы движение за рубежом девочки доброжелательный сексизм домашнее насилие известные феминистки изнасилование инвалидность интервью контрацепция лесбийский феминизм маскулинность материнство мизогиния мифы о феминизме насилие невидимые женщины отношения отношения между женщинами повседневный сексизм радикальный феминизм расизм репродуктивные права российская история российская политика секс сепаратизм т* женщины теория феминизма трансфеминизм феминистское искусство церковь эйблизм
Скульптурная группа
03.05.2019Щедрин изобразил «Несение креста» в виде процессии, объединенной общим движением и одновременно — расчлененной на группы или эпизоды, составляющие развитие драматического действия. В левой части рельефа представлены конные и пешие воины, движущиеся к дугообразному мосту, по которому идут ряды воинов со щитами и копьями. Движение как бы приостанавливается у подножия моста, где изображены коленопреклоненные фигуры женщин, протягивающих руки к воде; рядом с ними видна фигура последователя Христа, с умоляющим жестом обратившегося к тучному равнодушному римскому военачальнику. Эта фигура связывает группу женщин с центральной группой, состоящей из 8 римских воинов и Христа, несущего крест. Движение здесь вновь нарастает и вновь замедляется у самого креста, где показаны во встречном движении коленопреклоненные плачущие женщины, лица которых закрыты покрывалами.
Здесь сосредоточен драматический узел действия. Христос представлен среди врагов и сторонников. Воины обращаются к Христу, сурово принуждая его продолжать путь. Женщины с плачем останавливают шествие. Старик Симон поддерживает рукою крест, стараясь облегчить ношу Христа. Лицо Христа, находящееся в центре композиции, на пересечении перекладин креста, овеяно глубоким внутренним покоем. Рядом с этим умиротворенным и возвышенным образом острее воспринимаются душевные состояния других участников сцены — непреклонность и злоба воинов, трогательная нежность Симона и трагическая скорбь плачущих женщин. Крупная коленопреклоненная мужская фигура связывает центральную группу с правой частью сцены, изображающей воинов с копьями и избиваемых последователей Христа. Движение здесь вновь нарастает и опять как будто затухает у самого края рельефа, где представлены 2 сидящие женские фигуры. Это сжатое описание помогает выяснить принцип, положенный Щедриным в основу композиции его фриза.
Евангельский рассказ истолкован художником как драматическое событие, большую роль в котором играют душевные переживания главных действующих лиц. Следуя той же реалистической тенденции, которая проявилась в его скульптуре петергофского Большого каскада, Щедрин придал изображенной им сцене черты естественности и жизненности, во многом нарушавшие условный язык классического рельефа. Отсюда идет творческая оригинальность щедринского «Несения креста», отмеченная еще современниками. Характерной особенностью этого огромного произведения является разнообразие типов, характеров, движений и психологических мотивов. Чтобы привести их к гармоническому единству, Щедрин использовал отдельные элементы классической традиции, подчинив пирамидальной композиции некоторые группы фигур и связав их общим ритмом, пронизывающим всю сцену. Но наряду с классицистическими приемами Щедрин широко воспользовался ракурсами и живописными светотеневыми эффектами, возникающими при смещении пространственных планов рельефа.