Великий портретист

18.09.2019

Картина «Освобождение Кадиса» (Мадрид, Прадо), написанная почти одновременно со «Сдачей Бреды» Веласкеса, является одной из первых исторических картин в европейском искусстве (илл. 64). Деловито, торжественно и спокойно стоят действующие лица — современники Сурбарана. Защитник Кадиса дон Фернандо Хирон, в черной одежде с алой перевязью, вопреки обычаю, сидит в кресле, гак как его особенно мучила в тот день подагра. Перед ним, сняв шляпу и держа в руке жезл, стоит герцог Медина Сидония, а за ним — группа оживленно беседующих офицеров. Изображения обоих полководцев несомненно имеют портретный характер. Великолепно написан стоящий в центре герцог: его тяжелая мужественная голова, темный доспех с орнаментальной чеканкой на груди, алая перевязь, спускающаяся до колен. Пейзаж с далеким горизонтом вносит в картину и реальность и торжественность. У извилистых берегов Кадиса далеко расстилается море, покрытое пеной волн. По нему плывут бесчисленные корабли испанского флота с развевающимися штандартами, большими фонарями на корме и надутыми парусами. Массивная, тяжелая темная башня на первом плане за спиной дона Хирона оттеняет глубину пространства, подчеркивает нежную голубовато-серебристую даль моря.

Внимание к вещам, окружающим человека, сделало Сурбарана первоклассным мастером натюрморта. Книга, ваза с цветами, корзинка для плодов, металлическое или фаянсовое блюдо, кружка, оброненный цветок часто вводятся им в религиозные картины (илл. 67). Все эти предметы — неотъемлемая часть композиции, подчеркивающая быт, вкусы и привычки людей.

Не знаете где хранить имущество на время ремонта? Обратитесь в компанию Алсена. Здесь ваши вещи будут в надежном месте.

Наиболее знаменит и характерен для Сурбарана «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, собрание Контини-Бонакосси). Композиция его предельно строга, в ней нет ничего лишнего. На продолговатом столе симметрично расположены корзина с апельсинами и две тарелки по сторонам ее. На одной — лимоны, на другой — кружка с вином и цветок розы. Положенная поверх апельсинов ветка цветущего дерева завершает композицию. Художник почти благоговейно относится к этим плодам и цветам, к их форме, цвету. Он передает ноздреватую кожу лимонов, твердые листья вечнозеленого дерева, нежную хрупкость лепестков розы с каплей росы. Он сопоставляет предметы друг с другом, отмечает их рефлексы, отражения (илл. 68).