Искусство в эпоху постмедиальности

16.11.2019

Французская художница Софи Калль (род. 1953) начинала как концептуальный фотограф, соединяя текст с изображением, но вскоре обратилась к новому «техническому носителю», в результате чего была создана партнерская программа. Адаптировав жанр «журналистского расследования» (вспомним роль «Вашингтон Пост» в Уотергейтском деле, политический скандал, в котором были замешаны Республиканская партия и администрация президента Никсона; стал результатом расследования, проведенного журналистами газеты «Вашингтон Пост» Робертом Вудроу и Карлом Бернстайном. — Пер.\), Калль стала выступать в роли репортера, расследующего различные дела. Ее работа «Записная книжка» (1983) выросла из миниатюрной телефонной книжки, оброненной кем-то в парижском кафе. Калль подобрала ее и позвонила по всем номерам, какие там были, чтобы расспросить абонентов о владельце: проект состоял в том, чтобы выстроить идею человека, потерявшего книжку, на основе круга его знакомств. Доводя до логического конца идею журналистского расследования как «технического носителя» своей работы, Калль изо дня в день публиковала эти интервью и свои выводы относительно характера владельца записной книжки в газете «Либерасьон».

Более поздняя работа Калль «Женщина исчезает» представляет собой отчет о Бенедикт — смотрительнице, работавшей на ретроспективе Калль под названием «Ты меня видел?» (Центр Жоржа Помпиду). Очарованная процессом работы художницы, смотрительница сопровождала посетителей и тайком их фотографировала. Случившийся позднее загадочный пожар на острове Сен-Луи, где жила Бенедикт, уничтожил ее квартиру. Полиция нашла обгоревшие негативы фотографий, но сама Бенедикт исчезла. Ежедневные отчеты о полицейском расследовании — обследовании дна Сены, опросах соседей, переснятые из газет и вошедшие в работу, позволили Калль «тематизировать» сам журналистский носитель.

В 2007 году, когда ее выбрали представительницей Франции на Венецианской биеннале, Калль отреагировала на это со свойственным ей юмором, поместив в газетах объявление о поиске куратора для своей выставки. Когда на объявление отозвался Даниэль Бюрен, Калль выбрала его. Содержанием созданной в итоге работы под названием «Береги себя» послужило электронное письмо, отправленное Калль ее любовником, решившим неожиданно и бесповоротно разорвать отношения. Это письмо завершалось в высшей степени лицемерными словами «Береги себя». Работа представляет собой серию экранов, на которых множество женщин, профессионалок в той или иной области, в том числе актрисы Катрин Денев, Жанна Моро и Миранда Ричардсон (4], вслух читают письмо, демонстрируя его жестокость. Другие исполнительницы поют текст письма, а одна показывает его жестами языка глухонемых. Как и в «Записной книжке», целью работы является портрет отправителя. Однако, в отличие от других близких работ Калль, «Береги себя» вызывает щекотливый вопрос, не является ли автором письма сама художница. Парадоксальным образом Калль, неизменно документировавшая неизвестного Другого, быть может, создала в итоге личную, «исповедальную» вещь, предоставив ее исполнение посторонним.