Куклы дадаизма и Баухауса

30.01.2020

В Ганновере строятся «Демонстрационная комната» Эль Лисицкого и «Мерцбау» Курта Швиттерса: конструктивисты и дадаисты диалектически осмысляют архитектуру музея как архива и модернистское пространство как аллегорию меланхолии.

В июле 1919 года Курт Швиттерс (1887-1948) порвал со своим академическим образованием художника-пейзажиста и портретиста и с недавним участием в немецком экспрессионистском авангарде, публично объявив об открытии нового способа создания картин, прочитать подробнее о котором можно на pokerlinks.ru. Изобретение получило имя «Мерц» — по слогу слова «Kommerz» (нем. торговля, коммерция. — Пер.), который случайно попал художнику на глаза, когда, гуляя по своему родному Ганноверу, он заметил обрывок рекламы Ганноверского коммерческого банка (Hannover Kommerzbank). Оттолкнувшись от этого фрагмента, Швиттерс развил эстетику, смешивающую коллаж с фонетической, текстовой и графической сегментациями и ставшую одним из главных достижений немецкого дадаизма.

Поначалу, однако, в мерц-практике продолжали действовать все идиомы экспрессионизма и футуризма, имевших доминирующее влияние в немецком авангарде конца десятых годов. Для ранних работ этого направления, как, например, «Миры-круги» (1919), характерны как динамические векторы и силовые линии кубофутуризма, так и колористические схемы экспрессионистской живописи. Однако Швиттерс сразу внес радикальное новшество, начав включать в произведения металлический, деревянный или иной мусор, подобранный на улице. С морфологической и формальной точек зрения в этих работах можно даже расслышать дальний отголосок механоморфных произведений Франсиса Пикабиа. Но как и все реплики, с которыми в разное время выступал Швиттерс, — будь их источником экспрессионизм, кубизм, футуризм или дадаизм Пикабиа, — этот отголосок окрасил свой источник особого рода меланхолией. В реакции на безусловное превращение картины в технологический объект, в ответе на отождествление машинных форм с формами, составляющими композицию, в отклике на широковещательные гуманистические идеалы экспрессионизма он всякий раз позиционировал себя как художника, который обращается к аллегорическому прочтению научно-технического утопизма, противопоставляя ему своего рода меланхоличное созерцание.