Произведения новообращенных

27.02.2020

Блестящая интерпретация кубизма, данная Малевичем, взрастила целое поколение русских художников, включая и тех, кто отвергал его эстетические позиции. Не всегда это сознавая, «младотурки» новоявленного конструктивистского «интернационала» усвоили связный сценарий (кубизм — супрематизм — конструктивизм), дававший им руководство к действию, в котором они так нуждались. По-настоящему оригинальные произведения создали немногие из новообращенных.

Среди тех, кому это удалось, ярко выделяется венгр Ласло Пери (1899-1967), автор выдающихся живописных композиций из различных геометрических форм на фигурных деревянных панелях, холстах, а иногда и на бетонных блоках. Еще один пример — живопись Владислава Стржеминского (1893-1952) и скульптура его жены Катаржины Кобро ( 1898-1951); этот творческий и жизненный союз стал главной силой польского авангарда двадцатых — начала тридцатых годов.

Решили начать играть в казино? Получите бонус код казино х для хорошего старта.

Называть Стржеминского и Кобро новообращенными, впрочем, было бы несправедливо. Во-первых, родившиеся соответственно в Москве и Минске, они получили прямые уроки русского авангарда, в частности искусства Малевича, у которого учились в Свомасе и с которым сохраняли тесные контакты позднее, принимая участие во многих художественных проектах Уновиса, возглавляемой им школы (где, по всей вероятности, они и познакомились с Лисицким). А во-вторых, переехав в Польшу (в 1922 году), Стржеминский и Кобро не разделяли воодушевление своих соотечественников по поводу недавней радикализации конструктивизма в рамках производственничества. Первый серьезный текст Стржеминского — «Заметки о русском искусстве», опубликованные в Кракове в 1922 году, вскоре после доклада Лисицкого на ту же тему, — следует читать в комплексе с ним. Детально анализируя живопись Малевича, Стржеминский предостерегает против любой инструментализации искусства — опасности, которая видится ему не только явным изъяном производственничества, но и тревожным симптомом конструктивистской позиции.