Модернистский сценарий

01.03.2020

Модернистский сценарий сегодня выглядит откровенно банальным: история развивается от Мане и Сезанна к абстракционизму и фотографии двадцатых годов (через год после выхода в свет «Новой типографики» последней будет посвящена книга, сверстанная Чихольдом и составленная им совместно с Францем Рохом). Для своего времени его однако надо признать весьма информативным, особенно в том, что касается описания Дада и русского конструктивизма. И еще более информативна, что вполне объяснимо, историческая глава о «новой типографике». С характерным апломбом Чихольд хвалит итальянского поэта Ф. Т. Маринетти, основателя футуризма, за то, что тот «выступил предшественником перехода от орнаментальной типографики к функциональной».

Помимо пространных цитат из манифеста, который Маринетти в 1913году специально посвятил шрифту, а затем включил в свою книгу «Футуристические слова на свободе» (1919) (1), в «Новой типографике» приводится одна из иллюстраций к «Словам», задуманная автором как музыкальная (пусть и нелинованная) партитура, в которой размер и направление букв обозначают различную громкость и высоту голоса, требуемые при чтении поэмы вслух: «Впервые, — комментирует Чихольд, — графика шрифта становится здесь функциональным выражением его содержания». Как ни странно, автор «Новой типографики» воздерживается от критики «пикториализма» Маринетти (в частности, его пристрастия к изобразительной функции печатного шрифта, который должен служить графической записью индустриального и городского шума). Подобный упрек Чихольд адресует типографике дадаистов, приводя как пример сверстанный Тристаном Тцарой пригласительный билет на «Вечеринку бородатого сердца», которая была устроена движением в Париже в июле 1923 года. Кратко рассказав о берлинском кружке Дада (упомянув Гросса, Хартфильда, Хюльзенбека, но ни словом не обмолвившись о фонетических стихах Рауля Хаусмана), он далее воздает должное Швиттерсу — особенно за «Тезисы о типографике», которые тот опубликовал весной 1924 года в специальном номере журнала «Мерц», посвященном «типорекламе».

В книге Чихольда воспроизводится разворот, отданный в этом издании рекламе чернил «Пеликан», которым посвятил одну из лучших своих фотограмм, также включенную в «Новую типографику», Лисицкий. Наконец, Чихольд одним предложением пробегает Баухаус (что особенно удивительно ввиду множества работ представителей этой школы — не только Мохой-Надя и Байера, но и Йооста Шмидта — среди иллюстраций), одним абзацем ограничивает свое восхищение ван Дусбургом и группой «Де Стейл» и завершает свое обозрение работами Лисицкого — бесспорно, главного героя этой истории, представленного в иллюстративном ряду шире любого другого художника или дизайнера.