Мондриановский принцип редукции

21.03.2020

Мондриановский принцип редукции — это принцип максимального напряжения: прямая линия здесь — лишь «натянутая дуга». Это касается и поверхностей (более плоских, более напряженных), а вскоре распространится и на цвет. И хотя триаду основных цветов (красный, желтый и синий в сочетании с черным, серым и белым) Мондриан нашел только через четыре года (в 1920-м), это не должно заслонить тот факт, что уже в 1916-м он видел это неизбежное следствие своей логики. Сначала ему пришлось полностью очиститься от восходящей к Гёте идеи цвета как материи, загрязняющей чистоту (то есть духовность) света, — возможно, этот последний рудимент репрезентации продержался дольше других в силу символистского облачения, скрывающего его миметическую природу. Но эта задержка не помешала Мондриану, когда в середине 1916 года он начал работать над «Линейной композицией», погрузиться в чистую абстракцию.

Стоило освободиться от всех референциальных скреп, как его работа развила головокружительную скорость. Законченная в 1917 году «Композиция с линиями» обостряет динамизм двух предшествующих картин, усиливая напряжение между исходной хаотичностью и предполагаемым неиерархическим порядком. Однако она привела Мондриана к пониманию того, что главный компонент живописного языка все еще довольно пассивен в его работах. Хотя сама фигура, полностью рассеянная и поглощенная сеткой, теперь настолько атомизирована, что становится виртуальной — каждое скопление линейных единиц соревнуется за внимание, — белый фон за этими черными и темно-серыми линиями по-прежнему лишен необходимого «напряжения».

Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Заходите в казино вулкан и получайте заряд положительных эмоций.

Он оптически оживлен геометрическими отношениями, виртуально связывающими дискретные элементы картины, но сам по себе остается пустым пространством, ожидающим фигуры, которая его заполнит, — и, как понял теперь Мондриан, прекратится это, только если фон перестанет существовать как фон. Другими словами, для реализации эстетической программы чистой абстракции оппозиция между фигурой и фоном — главное условие репрезентации — должна быть отменена. Поискам решения этой задачи Мондриан посвятил период с 1917 по 1920 год.