Серия картин Мондриана

21.03.2020

В серии картин, последовавших сразу за «Линейной композицией», Мондриан исключил всякое наложение плоскостей. В первой работе серии в качестве противоядия от воздушной перспективы использовано распространение вширь, но скоро Мондриан понял, что эти парящие плоскости, вызывающие ощущение, будто они вот-вот выскользнут за пределы картинного поля, все еще предполагают нейтральный фон. Постепенно выравнивая цветные прямоугольники и, что самое важное, придя в последних работах серии к разделению пространства между ними на прямоугольники разных оттенков белого, он тем самым исключил саму идею пассивного промежутка.

Последним шагом в этом стремительном марше ликвидации фона как фона стала модульная сетка, разработке которой Мондриан посвятил девять работ, созданных в 1918-1919 годах. Используя пропорции холста как основу для его разбивки на регулярные сектора, Мондриан пришел к дедуктивной структуре, которая в принципе не допускает проекции некоего априорного образа на поверхность картины. Не осталось никакой разницы между фоном и нефоном (иначе говоря, фон стал фигурой, поле — изображением). Вся поверхность картины снова стала сеткой, но это уже не кубистские леса, возведенные в пустом пространстве: каждый участок холста стал теперь прямоугольным элементом, сопоставимым с другими такими же элементами.

Любите играть в казино и хотите стать успешным гемблером? Начните играть в лотору игровые автоматы бесплатно, а после переходите к реальным ставкам.

Это не означает, однако, что элементы равнозначны: в описанной серии модульных картин, включая и первые четыре «ромбовидные» картины, Мондриан нигде не отказывается от оппозиции между маркированными (цветом или большей толщиной «контура») и немаркированными элементами. Это могло бы показаться странным, если бы не его гегельянство: в основе каждого произведения должно лежать динамическое напряжение, а равномерная сетка его автоматически снимает. (Именно в силу того, что непрерывность регулярной сетки устраняет чувство напряжения, ее предпочитал Эд Рейнхардт, а после него — многие минималисты.)