Устранение частного

21.03.2020

Даже в наименее композиционных работах Мондриана, неудачно названных «Шашечная композиция в темных тонах» и «Шашечная композиция в светлых тонах», ощущается борьба между «объективными» характеристиками рабочего модуля и «субъективной» игрой распределения цвета. Для того чтобы утвердить «универсальное», нужно принять в расчет немного «частного» — хотя бы на время.

Эти две картины стали последними в своем роде. Весной 1919 года, сразу после их завершения, Мондриан вернулся в Париж с твердой уверенностью, что только что открытая им модульная сетка является идеальным решением большинства живописных проблем, с которыми столкнулись художники после кубизма. Однако ситуация в Париже уже изменилась, доказательством чему стала выставка неоклассических картин Пикассо. Это, несомненно, помогло Мондриану понять, что полное «устранение частного» было утопической мечтой и что, следовательно, решение с модульной сеткой, в силу его радикализма, если и не уводило в сторону, то, во всяком случае, забегало вперед: оно было рассчитано на далекое будущее, когда изменятся условия восприятия, в данной же ситуации никто не был в состоянии его понять.

Любите азарт? Играйте в казино vulkan24online и выигрывайте.

Более того, Мондриан начал осознавать, что модульная сетка не отвечает его собственным теориям и убеждениям: во-первых, она основана на повторении (а для него не было никакой разницы между повторяющимися ритмами машины и сменой времен года), а во-вторых, сетчатая композиция (разделение на квадраты) порождает иллюзионистский оптический эффект (все иллюзии — это трюки природы) и потому вдвойне противоречит его принципиальному отказу от «природного».