Зрелый стиль Мондриана

21.03.2020

Зрелый стиль Мондриана, нареченный им «неопластицизмом», сложился к концу 1920 года. Его создание явилось результатом интенсивной работы, в ходе которой Мондриан постепенно избавился от модульной структуры. Сложность поставленной им задачи заключалась в том, чтобы заново ввести композицию, не восстанавливая иерархическую оппозицию фигуры и фона. Путь, который ондля этого выбрал, происходил из той же логики, что дала начало регулярной сетке, но теперь вел в обратном направлении. Новое равновесие будет основано не на тенденции к уравниванию всех элементов, а на диссонансе. Оптические иллюзии будут теперь полностью исключены — и не только визуальные эффекты мерцания, вызванные скоплением черных линий на пересечениях сетки, но даже в итоге сама возможность цветового контраста: плоскости цвета, чаще всего смещенные на периферию изобразительного поля, больше не будут соприкасаться. Здесь, как и в модульной сетке, тоже отсутствует оппозиция фигуры и фона, ноотныне каждая единица, четко дифференцированная (именно в этот момент появляются основные цвета), работает на децентрализацию всех прочих.

«Композиция с желтым, красным, синим, черным и серым», первая неопластическая картина, демонстрирует эффективность нового метода Мондриана. Хотя логика равновесия композиции предполагает необходимость большого центрального квадрата, мы не воспринимаем его в таком качестве. В этом живописном языке, враждебном идее гештальта (или формы, понятой как отделение фигуры от ее фона), ничто, даже легко читаемая форма (прямоугольник, квадрат), помещенная на оси симметрии, не должно притягивать к себе львиную долю внимания. Отныне каждая неопластическая картина станет моделью-микрокосмом, практико-теоретическим объектом, в котором разрушительные силы диалектической мысли каждый раз будут подвергаться новому испытанию.

Хотите испыть удачу? Делайте ставки в казино vulcanrussiaclubs.com и выигрывайте.

Следует подчеркнуть, что это будет происходить именно каждый раз: в отличие от большинства художников геометрической абстракции, Мондриан никогда не работал по формуле. В его композициях нет ничего предопределенного, каждая задумана на диалектический манер, как усовершенствование предыдущей, и каждая стремится к одной цели: воплотить новый тип равновесия, равновесия в напряжении, в котором каждый элемент будет наделен максимальной энергией и которое Мондриан представлял в терминах, очень похожих на те, что будут использоваться после Второй мировой войны военными стратегами, отстаивающими теорию сдерживания («гарантированное взаимное уничтожение»).