Изобретение неопластицизма

21.03.2020

Несколько лет после рождения неопластицизма стали самыми продуктивными для Мондриана (пятая частьего неопластической продукции была создана с 1920 до середины 1923 года). Он уже не писал сериями, но постоянно обращался к трем типам композиций, которые перерабатывал, будучи убежден, что даже самое незначительное изменение в одном месте требует перекомпоновки всей картины, что выявилось еще отчетливее в силу радикального сокращения живописного словаря, сведенного теперь к плоскостям основных цветов и «нецветным» элементам (черные линии, белые, изредка серые, плоскости). Эти три очень не похожих друг на друга композиционных типа основаны на следующем принципе: элемент, который претендует на доминирующее положение в композиции картины, должен быть ослаблен общими действиями всех прочих.

Такими доминантными элементами могли быть: расположенный в центре большой квадрат или почти квадрат, как в только что упомянутых первых неопластических картинах, делящие картину пополам две линии, также приближенные к центру; большая «открытая» плоскость в углу картины, цветная или нецветная, с двух сторон ограниченная краями холста. И точно так же, как радикальное ограничение живописного словаря прямо следовало из принципа «динамического равновесия» (это понятие Мондриан сформулирует только в тридцатые годы), количество элементов в той или иной работе могло сокращаться ради увеличения доли каждого из них в общем напряжении.

В самой разреженной из всех его работ, «Ромбовидной композиции с двумя линиями» 1931 года, две черные линии разной толщины, вертикальная и горизонтальная, пересекают белую поверхность квадрата, поставленного на вершину, перекрещиваясь в непосредственной близости от левой нижней стороны. Картина с виду так проста, что поначалу трудно разглядеть источник ее захватывающей силы: вопреки первоначальному впечатлению (Мондриан никогда не переставал бороться с привычками восприятия), «пересечение» расположено не симметрично относительно наклонной оси, которая разделила бы картину на две зеркально отражающие друг друга части, а лишь почти симметрично. Все четыре белые плоскости разные: максимально различаются маленький треугольник внизу слева и пятиугольник, занимающий большую часть холста, а минимально — два неправильных четырехугольника по обе стороны воображаемой оси. Эта последняя почти неразличимая разница, как и легкая разница в ширине черных полос, и есть то, что на подсознательном уровне аннулирует потенциальную статику симметрии и привносит в картину движение. Никто из коллег Мондриана не отважился так близко подойти к симметрии, на которую в его искусстве был наложен запрет, потому что никто не был настолько уверен, что ее можно одновременно — а лучше сказать, диалектически — привлекать и подрывать.