Искусственность утопии

21.03.2020

Идея о том, что его картины, подчеркивая по контрасту «дисгармонию» своего окружения, могут послужить катализатором развития представления об абстрактной антропогенной среде, даже предшествует формированию неопластицизма (впервые она появляется в текстах Мондриана в 1917 году). Но по меретого как на протяжении двадцатых годов он уделял все больше внимания проблемам архитектуры, эта мысль постепенно превращалась в своего рода мантру и достигла апогея в статье 1927 года ««Дом. Улица. Город».

В современных условиях архитектуры и градостроительства, утверждает там Мондриан, лучшее, что может сделать художник-неопластицист, — это привести интерьер мастерской в соответствие с эстетической строгостью своих картин, надеясь, что гомеопатическая доза неопластицизма, впрыснутая в архитектурную среду, со временем сможет стимулировать трансформацию всего дома (который приспособится к неопластической мастерской так же, как мастерская приспособилась к неопластической картине), а потом этот процесс захватит улицу, город и наконец весь мир. Мондриан стойко верил в эту утопическую цепную реакцию, поэтому с 1920 года и до самой смерти отдавал немало энергии постоянной трансформации собственного рабочего и жилого пространства в «хромо-пластическую среду» со стенами, покрытыми цветными листами картона, количество, размер и расположение которых менялись по ходу эволюции его искусства. Мастерская/ квартира в доме 26 по улице Депар в Париже, которую Мондриан занимал с 1921 по 1936 год, стала самым заметным примером такого постоянно меняющегося произведения; это знаковое для европейского авангарда место оказало глубокое влияние на многих художников.

Любите азартные игры? Начинайте в азино777 играть и зарабатывайте на своем хобби.

Сегодня эта утопия кажется наивной, да и сам Мондриан хорошо осознавал ее искусственность, и потому главной его заботой были картины: на них он возлагал задачу, которую они должны были выполнять даже в самой враждебной среде. Эта задача не предполагала, что сетка их линий будет виртуально распространяться в архитектурное пространство; экспансивная сила каждой картины Мондриана заключалась в другом — в способности «излучаться в пространство» и тем самым «исправлять» окружающее уродство, быть мощным пучком энергии, визуально подчиняющим себе помещение, где она находится.