Модернистское прочтение

03.04.2020

Миро, как нетрудно убедиться, сам поспособствовал такому модернистскому прочтению. Начав в конце десятых годов в Барселоне как живописец, близкий к фовизму, затем впитав уроки кубизма, он в начале двадцатых приехал в Париж и к 1923-му вошел в кружок поэтов и художников, близких к Бретону. Писавшиеся им с 1925 года «сновидные картины» представляли собой эротические перекодировки живописи Матисса образца приблизительно 1911 года: поля насыщенного цвета беспрепятственно растекались по поверхности холста, ничуть не сковываемые совершенно бесплотным рисунком.

Если у Матисса рисунок работал за счет негативной линии или «резервов» (просветов холста, как в «Красной комнате» (1911), то у Миро в этот период он принял черты своеобразной каллиграфии, сообщающей любому телу прозрачность и невесомость письменного знака. Его волны синего цвета, в которых пространство лишено границ, объекты плавают, как клубы дыма, а тела обращаются в знаки вопроса или бесконечности, — лишь тонкая красная полоска в узле фигуры-восьмерки указывает на то, что содержанием этой графемы является слияние двух клеток в эротическом контакте, — легко укладываются в модернистский сценарий формального «прогресса».

Но если иконографическая трактовка сюрреализма кажется недостаточной, так как, в частности, упускает из виду формальный блеск искусства Миро, то не менее беспомощным выглядит и модернистский подход. Ему не удается ни выдвинуть прочтение, способное связать Миро с его коллегами-сюрреалистами — будь то Массон, Дали или фотографы Рауль Убак (1910-1985) и Ханс Беллмер (1902-1975), — ни подойти к структурному вопросу о том, есть ли на уровне означающего (формы выражения) что- либо общее во всем многообразии сюрреалистической продукции.