Метафизическая живопись

10.04.2020

Время и место знакомства немцев с «метафизической живописью» твердо установлены, ибо оно состоялось, как это часто бывало в XX веке, благодаря публикации в прессе. В данном случае речь идет об итальянском журнале «Валори пластичи», выпускавшемся с 1918 года критиком и коллекционером Марио Брольо. Третий его номер, вышедший в 1919 году, был целиком посвящен работам Джорджо де Кирико, Карло Карра и Джорджо Моранди. Он продавался в книжной лавке мюнхенской галереи Ханса Гольца, немецкого распространителя «Валори пластичи», где сразу стал предметом восхищения Макса Эрнста, Джорджа Гросса, Георга Шримпфа и Генриха Марии Даврингхаузена (1894-1970). Это стечение обстоятельств привело не только к немедленной публикации папки «метафизических» литографий Эрнста «Fiat Modes, Pereat Ars» [лат. «Да будет мода, да сгинет искусство». — Пер.] ( 1919), но и к первым выставкам Даврингхаузена и Гросса в галерее Гольца, прошедшим соответственно в 1919 и 1920 годах.

Скучаете? Заходите в vulkan online casino. Увлекательные слоты поднимут настроение.

Иконография метафизического manichino (манекена) подверглась в руках немцев — представителей «новой вещественности» драматичной переработке, превратившей его в machino (машину). Служивший у де Кирико аллегорией утраченной способности живописи порождать фигуративные образы, в работе Гросса манекен обернулся «Республиканским автоматом» — забавным гибридом портняжной болванки и конторского робота, как нельзя лучше воплотившим новую идентичность «гражданского служащего», авторитарной личности в белом воротничке.

Вальтер Беньямин, критикуя «нововещественную» литературу в статье «Левая меланхолия», описывал подобных людей как «печальных и меланхолических манекенов, путь которых лежит через трупы. Прочность их панциря, медлительность их продвижения вперед, слепота их действий превращают их в помесь танка с клопом» [цит. по пер. Е. Трифоновой: Беньямин Вальтер. Маски времени: Эссе о культуре и литературе. СПб.: Симпозиум, 2004].