Искусство после бога

30.05.2020

Начнем с того, что автор «Утраченной середины» Ханс Зедльмайр-не философ и не психолог, а историк искусства, но, несмотря на это, мы посчитали, что ему самое место именно в данной рубрике. Почему? Потому что искусствознание искусствознанию рознь. Точнее, так: есть искусствознание и есть эстетика, а последняя является, скорее, философией.

В университетский курс эстетики в обязательном порядке входят не только Зедльмайр, но и Платон, Аристотель, Канти Гегель. Фрейд и Юнг писали об искусстве, но от этого не перестали быть психологами. Скажем прямо: человек, занимающийся философской рефлексией, может писать о чем угодно, и не только об искусстве (испанский философ Ортега-и-Гассет, к примеру, однажды написал блестящее эссе о картинной рамке!) - главное, что свои рассуждения он всегда сможет завершить далеко идущими выводами.

Хотите переехать в Германию по программе поздних переселенцев? Читайте условия на сайте и узнайте, как воспользоваться особыми условиями возвращения на родину предков.

Итак, главное различие искусствознания и эстетики, несмотря на общий объект исследования, заключается в том, что эстетика — куда более теоретическая наука, использующая в своих целях широкий спектр гуманитарных дисциплин. Ее интересует искусство не как предмет всеобщего восхищения и потребления, но как одно из важнейших проявлений духовного бытия человека. Именно поэтому Ханс Зедльмайр настолько же мыслитель, насколько и историк искусства: он считал не только возможным, но и необходимым «использовать искусство в качестве инструмента глубинного толкования эпохи» и соглашался с точкой зрения Рене Юига, полагавшего, что «искусство является для истории человеческих общностей тем, чем для психиатра — сновидение (отдельного индивидуума)».