Идея разумной организации отдыха народа

24.07.2020

Панорама Садовникова наглядно показывает, что реклама в русском городе середины XIX века вместе с колоритными пешеходами разных сословий, уличными разносчиками, колясками, извозчиками и уличной зеленью занимала «уровень стаффажа», входила необходимым элементом в своеобразный уличный интерьер, рассчитанный на восприятие с близкого расстояния, но обращала на себя внимания не больше, чем прогуливающаяся модница или проезжающая карета.

Как раз этот угол зрения на Невский проспект и лег в основу гениальной повести Гоголя, где упомянута и реклама: «В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций <...>. Английские Джонсы и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностью изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самих магазинах».

Хотите отдохнуть после тяжелого дня? Заходите в казино vulkanvegass.vip, выбирайте понравившиеся слоты и получайте заряд положительных эмоций.

Хотя вывески Невского проспекта середины XIX века еще не размещаются выше первого этажа, а значит, никак не участвуют в городских панорамах, оставляя их чисто архитектурными, строгими, в них уже намечены некоторые элементы визуальной экспансии. Легко заметить, что они вносят некоторую аритмию в гармоничные, пропорционально выверенные симметричные композиции домов. Лишь изредка та или иная вывеска совпадает с осью симметрии классицистических зданий Невского, в основном же они охватывают только то место, которое арендовано рекламодателем, — это могли быть одно или два крайних окна, входная дверь или металлический зонтик над нею. Несмотря на небольшие размеры рекламных надписей того времени, их величина, частота и затейливость уже создавали некоторую зрительную пульсацию пространства интерьера главных улиц и площадей.