Провинциальные города России

24.07.2020

В провинциальных городах России середины XIX века вывески, конечно, выглядели не столь нейтрально и благопристойно, как в столице, сохраняя связь с народными картинками, понятными и частенько неграмотными. Это также можно подтвердить гоголевскими строками: «Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами, с нарисованными синими брюками и подпись какого-то Аршавского портного; где магазин с картузами, фуражками и надписью: «Иностранец Василий Федоров», где нарисован был биллиард с двумя игроками во фраках, в какие одеваются у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену. Игроки были изображены с прицеливающимися киями, несколько вывороченными назад руками и косыми ногами, только что сделавшими в воздухе антраша. Под всем этим было написано: «И вот заведение»'. Провинциальные вывески нередко были доморощенными, однако в середине XIX века уже появились мастера, специализировавшиеся на их изготовлении, и даже целые артели. Их существование убедительно говорило о том, что необходимость в городской рекламе уже почувствовали многие, в том числе мелкие торговцы и предприниматели. Таким образом, и в провинции уже явственно обозначилось влияние уличной рекламы на облик среды городского центра.

В то же время абсолютное большинство жилых улиц российских городов, в том числе центральных, оставалось в середине XIX века еще совершенно свободными от изобразительной рекламы. Например, «аристократические» улицы Москвы — Остоженка, Пречистенка, Арбат, Поварская, Большая Никитская и т. д., где почти отсутствовала торговля, не имели никаких вербальных знаков. Картины и литографии середины XIX века показывают, что фасадных надписей зачастую не было даже на учреждениях. В этом убеждает, к примеру, вид Пречистенской пожарной части 1840-х годов.

Скучаете? Заходите в казино https://onlineprestige-vulkan.vip/. Увлекательные слоты поднимут настроение.

В пореформенный период (после 1861 года), с развитием мелкого и среднего предпринимательства в России, распространением мелочной торговли, улиц, куда не проникла хотя бы элементарная реклама, практически, не осталось. Этому в значительной степени способствовал процесс дробления старой владельческой системы городского расселения и сдачи внаем отдельных строений и их частей. Усадебные дома со службами, прежде принадлежавшие потомкам богатой родовой аристократии или купечества, все чаще арендовались строениями по отдельности, «поквартирно» или даже «углами» многими съемщиками. Среди них бывали и юристы, и зубные техники, и портные, которые оповещали о своей деятельности с помощью объявлений на заборах, воротах, стенах, окнах. Все более функционально дробными, насыщенными мелкими лавками становились и традиционные торговые улицы, площади, ряды. С удорожанием земли в городских центрах здесь также увеличивалось количество арендующих, что, с одной стороны, вынужденно делило здания на мелкие конторы и магазины, с другой — неизбежно приводило к появлению конкурентов, занимавшихся одним и тем же видом деятельности.