Увлечение Пикассо Минотавром и гибридами

06.08.2020

Анализу и исторической оценке фашизма Пикассо предпочел мифологизацию элементов насилия и войны, наделив свою картину гуманистической универсальностью, которая гарантировала ей будущую художественную славу. Это особенно очевидно, если привлечь к сравнению образы животных, использованные Джоном Хартфильдом в фотомонтаже 1936 года, также созданном в поддержку Испанской республики. Работа была напечатана в газете «Фолькс-Иллюстрирте» («Народная иллюстрация» — так после переезда из Берлина в Прагу с приходом к власти нацистов стала называться «AIZ», «Арбайтер Иллюстрирте Цайтунг» [«Рабочая иллюстрированная газета»]), а затем использована для обложки антифашистской книги Ильи Эренбурга «jNo pasaran!» [исп. «Они не пройдут!» — Пер.].Хартфильд, нев пример Пикассо, направил огонь своей критической насмешки, наряду с прочим, на само стремление свести историческую реальность к вневременному образу легендарного животного.

Его животные исторически конкретны: он дал «кондорам» (так называли себя нацистские пилоты) однозначную политическую и идеологическую характеристику, нарядив этих птиц в головные уборы и знаки отличия испанских и немецких фашистов, а их животную «сущность» ограничив инстинктом стервятников, слетающихся на скорую смерть — как это и сделали «Кондоры», внесшие свою лепту в уничтожение республиканской Испании.

Увлечение Пикассо Минотавром и гибридами антропоморфных и мифических зооморфных образов совпадает по времени с рождением диснеевских Микки Мауса (впервые появившегося в фильме «Пароходик Вилли» [ 1928]) и Дональда Дака (звавшегося поначалу Доном Дональдом, как и первый фильм о нем [ 1937]) — идеальных американских антиподов неизбывной, судя по всему, европейской зацикленности на греко-римской мифологии как культурном фундаменте континента. Растущее взаимопроникновение мифа и рациональности, а также историческое, психосоциальное и политико-идеологическое давление на патриархальный буржуазный субъект получили в Европе и США диалектически противоположные выражения.