Обиженное молчание Бретона

08.08.2020

Бретон все-таки ответил Паалену, пусть косвенно, в «Пролегоменах к Третьему манифесту сюрреализма, или Нет», которые были опубликованы в июне 1942 года в первом номере нового сюрреалистического журнала «VVV: поэзия, пластические искусства, антропология, социология, психология», выпускавшегося им в Нью- Йорке (хотя официальным редактором был скульптор Дэвид Хэр [ 1917-1991]).

Вновь утверждая бунтарский дух, всегда питавший сюрреализм, Бретон отвергает слепую веру в какую угодно теоретическую систему и, ссылаясь на марксизм и психоанализ, а тем самым напрямую полемизируя со статьей Паалена, подчеркивает, как легко превратить «орудие освобождения» в «орудие угнетения», попутно замечая, что от подобной участи не застрахованы даже точные науки во главе с математикой. Не избежал ее и сюрреализм, дает понять Бретон, осуждая «известный сюрреалистический конформизм», под которым он имеет в виду академизацию сюрреалистических практик в американском арт-мире и их коммерциализацию в индустрии моды и кино. (Видимо, в это же время Бретон придумал анаграмму «Avida Dollars» [исп., прибл. «Жадный додолларов». — Пер.] в качестве уничижительной характеристики Сальвадора Дали [чье имя состоит из тех же букв. — Пер.],олицетворявшего в его глазах эту тенденцию.)

Любите азарт? Играйте в казино https://slotsmicrogaming.ru/ и выигрывайте.

Самый экстравагантный выпад, иллюстрирующий убеждение Бретона в том, что «человек, возможно, не является центром вселенной», был припасен автором для антропоморфной (а значит, нематериалистической) концепции животного мира, выдвинутой «несравненным» (из числа материалистов) мыслителем, чье влияние «определило ряд наиболее важных событий нашего времени»: в беседе с Бретоном в Мексике четырьмя годами ранее тот обмолвился о «естественной» преданности своей собаки. Этим выдающимся мыслителем был Лев Троцкий, имя которого, как политического беженца, Бретон не мог назвать публично. Как бы то ни было, эта странная аллюзия отражает центральную роль фигуры Троцкого (его убийство эмиссарами Сталина в 1940 году Бретон глубоко переживал) в глазах любого, кто бы ни брался рассуждать о роли культуры в этот зловещий период истории.