Теория пересечений [intersectionality] – инструмент гендерной и экономической справедливости

Теория пересечений – это инструмент для анализа, активизма и разработки политики, который направлен на разные виды дискриминации одновременно и помогает понять, как различные сочетания идентичностей влияют на доступ к правам и возможностям. Здесь объясняется, что такое теория пересечений, и какую критическую роль она играет в борьбе за права человека и развитие, а также предлагаются подходы, которые могут использовать сторонники гендерного равенства.

Хотя глобальная экономическая интеграция в течение последних нескольких десятилетий привела к быстрому обогащению для одних, эти «победители» – представители немногочисленной привилегированной верхушки. Осложненные колониальной историей и современным фундаментализмом, новыми технологиями и современными формами дискриминации, политика и процессы неолиберальной глобализации поощряют расизм, нетерпимость и дискриминацию женщин. Они оправдывают исключение тех, кто остался на периферии глобальной экономики наедине с растущей нищетой, неравенством и нарушениями прав человека. Очевидно, что глобализация и экономические изменения влияют на разных людей по-разному. Хотя все женщины в той или иной степени сталкиваются с гендерной дискриминацией, их социальное положение определяют и другие факторы – раса и цвет кожи, каста, возраст, национальность, язык, происхождение, сексуальная ориентация, религия, социо-экономический класс, инвалидность, культура, географическое положение, статус мигранта, представителя коренных народов, беженца, вынужденного переселенца, ребенка или человека, живущего с ВИЧ/СПИДом, военные действия или иностранная оккупация. Теория пересечений – это аналитический инструмент для изучения, понимания и ответа на то, как гендер пересекается с другими идентичностями и как эти пересечения создают уникальный опыт угнетения и привилегий. Именно это и делает теорию пересечений незаменимой методологией для развития и защиты прав человека

Канадский опыт показывает, что на рынке аренды жилья труднее всего найти квартиру одиноким, черным женщинам, в первую очередь тем, кто получает социальное пособие и/или является одинокими матерями. Многие арендодатели верят в существующие стереотипы и считают их самыми ненадежными квартиросъемщиками. Если говорить только о поле, то эта дискриминация не заметна. Точно также, если говорить только о расе, то эта дискриминация не является явной. Используя стандартный подход к анализу дискриминации суд просто не сможет увидеть в данном случае дискриминацию одиноких и черных женщин. Поводом для дискриминации на этом рынке является пересечение идентичностей – черная, одинокая, женщина. Речь идет о пересекающейся дискриминации.

Что такое теория пересечений?

Теория пересечений – это феминистская теория, исследовательский метод и матрица для постановки целей движений за социальную справедливость. В ее основе лежит допущение, что люди живут в соответствии с множественными и многослойными идентичностями, которые обусловлены социальными отношениями, историей и структурой власти. Люди одновременно являются членами более чем одного сообщества, и могут одновременно быть и угнетенными, и привилегированными (например, женщина может быть уважаемым медицинским специалистом на работе, но страдать от домашнего насилия у себя дома).

Анализ пересечений призван открыть множественные идентичности, выявить различные виды дискриминации и ограничений, которые являются следствием комбинации идентичностей. Этот анализ направлен на то, как расизм, патриархат, классовое угнетение и другие системы дискриминации создают виды неравенства, которые определяют положение женщин. Он принимает во внимание исторический, социальный и политический контексты, а также признает уникальный человеческий опыт, который является результатом различных видов идентичности. Например, опыт черной женщины из Кейптауна качественно отличается от опыта белой женщины, живущей в том же городе. Точно также опыт лесбиянки, пожилой женщины, бедной женщины, женщины с Севера и любые другие идентичности составляют уникальный и различный опыт.

Теория пересечений утверждает, что мы не должны воспринимать комбинацию разных идентичностей как простую сумму различных проблем, но как по существу отличный опыт. Другими словами цель не в том, чтобы показать, что одной группе хуже или лучше, чем другой, но в том, чтобы выявить значимые различия и схожие черты, чтобы преодолеть дискриминацию и создать такие условия, где всем людям гарантированы их права.

В результате своих множественных идентичностей, некоторые женщины оказываются в максимально маргинальной ситуации и подвергаются огромной дискриминации, в то время как другие женщины занимают относительно привилегированное положение. Анализ пересечений поможет нам представить объединение различных видов дискриминации как пересечения. Более того, он поможет нам понять и оценить, как эти объединенные идентичности влияют на возможности и доступ к правам, и понять, как политика, программы, службы и законы, которые влияют на один аспект наших жизней, неразрывно связаны с другими.

Например, многие женщины-домработницы подвергаются сексуальным домогательствам и изнасилованиям со стороны их нанимателей. Здесь существует пересечение нескольких идентичностей домработницы (женщина, бедная, иностранная гражданка), которое создает их уязвимость. Это и пересечение политики, программ и законов (трудового законодательства, законов о гражданстве, наличия убежищ для женщин, подвергающихся насилию), которые поддерживают и сохраняют эту уязвимость. Поскольку существующая политика не соответствует идентичностям домработниц, она не позволяет этим женщинам реализовать свое право на свободу от насилия.

Как теоретическая парадигма теория пересечений позволяет нам понять угнетение, привилегии и человеческие права глобально. Она помогает нам разработать аргументы для поддержки равенства, используя реальные истории женщин и описания конкретных случаев (когда женщины пишут/говорят о своем опыте специфических, пересекающихся идентичностей), находя в них основу для теоретических заключений и сводных принципов. Это позволяет нам увидеть, что когда женщины требуют себе равных прав, то речь не идет только об отдельной группе, которая продвигает исключительно собственные интересы, но о фундаментальном движении за права для всех. Таким образом, теория пересечений – это инструмент для построения глобальной культуры прав человека, от частных инициатив и до глобального уровня.

Анализ пересечений характеризуется отказом от дихотомических, бинарных размышлений о власти, которые так часто встречаются. Очень часто концепция прав для одного человека реализуется за счет кого-то другого, развитие сводится к созданию и поддержке неравных преимуществ. Однако если вы думаете о развитии с точки зрения теории пересечений, то вы фокусируетесь на специфических контекстах, определенном опыте и качественных аспектах равенства, дискриминации и справедливости, что позволяет нам работать от имени себя и других. Точно также как невозможны права человека, если нарушаются права женщин, невозможны права человека без прав коренных народов, без прав инвалидов, цветных людей, геев и лесбиянок, и это далеко не полный список.

Хотя теория пересечений отличается от более известных подходов к гендеру, развитию и разнообразию, она далеко не нова. Как формальный теоретический подход теория пересечений используется более десяти лет, она появилась благодаря попыткам понять опыт цветных женщин в США. Не так давно эту теорию подхватили феминистки Юга. Как факт жизни теория пересечений существовала очень давно, в том, как мы живем, взаимодействуем и понимаем дискриминацию и равенство. Сейчас, тем не менее, мы все чаще обсуждаем теорию пересечений в областях прав человека и развития, используя ее как инструмент для активизма, планирования программ и исследований.

Почему теория пересечений?

Многие подходы к гендерному анализу фокусировались только на гендерных отношениях. Хотя часто говорится, что женщины не являются гомогенной группой, на практике об этом очень быстро забывают. Общая тенденция такова, что все сводится к поверхностным замечаниям, вроде, «особенно это влияет на бедных женщин» или «опыт женщин других рас отличается». В результате, очень часто опыт женщин и их проблемы не освещаются или делаются невидимыми. Проблемы, которые уникальны для определенных групп женщин или непропорционально влияют на некоторых женщин могут не получать адекватного внимания. Точно также многие правозащитные подходы определяют дискриминацию по отдельным признакам, складывают их, представляя как растущее бремя дискриминации. Такие подходы не признают, что при пересечении различных видов дискриминации возникает нечто уникальное. Аргументы теряют свой смысл, когда весь контекст и качество опыта дискриминации не учитываются.

Нам нужны такие инструменты как теория пересечений, чтобы противостоять подобным тенденциям и представить всю сложность и специфичность прав женщин и вопросов развития, включая структурные и динамические измерения взаимодействия различных политик и институтов.
Более того, нам нужен такой теоретический метод, чтобы определить практики, которые соответствуют паттернам дискриминации и отделить их от факторов, которые являются уникальными качествами человека или сообщества (так, пример в начале статьи показывает, что проблемы одиноких черных женщин, которые ищут жилье, связаны с систематической дискриминацией канадских арендодателей).

Теория пересечений особенно ценна для преодоления исторически сложившихся концептуальных пробелов. Например, внутри системы ООН расовая и гендерная дискриминация до сих пор рассматриваются разными механизмами, разработанными параллельно (например, с помощью механизмов Конвенции об искоренении всех форм расовой дискриминации и Конвенции об искоренении всех форм дискриминации женщин). Такие же разделения проводятся на национальном уровне и в общественных организациях. Однако такие отдельные категории не отражают реальность, в которой у нас всех есть разные идентичности и потому мы сталкиваемся с пересекающейся дискриминацией. Подход пересечений, с другой стороны, не требует, чтобы люди пытались уместить себя в узкую категорию, чтобы получить помощь. …

Наконец, теория пересечений – это полезная стратегия, которая позволяет связать различные виды дискриминации (гендерной, расовой и т. д.) с социальными, экономическими, политическими и юридическими условиями, которые способствуют дискриминации и структурируют опыт угнетения и привилегий. Многочисленные описания, которые были получены с помощью анализа пересечений, позволили выявить акторов, институты, политики и нормы, которые совместно создают каждую уникальную ситуацию.

Такой своеобразный анализ критически важен для нашей способности к прогрессивным изменениям перед лицом фундаментализма, неолиберальных экономических политик, милитаризации, новых технологий, укоренившегося патриархата, колониализма и нового империализма, которые угрожают правам женщин и устойчивому развитию.

Информация для размышления…

На торговлю женщинами и девочками очень часто смотрят слишком узко. Женщины и девочки попадают в сети торговли людьми из-за расовой, социальной и экономической маргинализации, которая делает их уязвимыми перед расовой, сексуальной и основанной на происхождении дискриминацией. Расовая дискриминация часто определяет опыт проданных женщин в тех странах, в которые их вывозят. Торговцы людьми делают своей мишенью специфические группы женщин, так что эту проблему нельзя правильно описать или найти эффективные решения, если рассматривать ее только с точки зрения гендера.

Женщин иногда исключают из профессий, которые считаются неподходящими для их пола. Но женщин могут исключить и из тех профессий, которые считаются «женскими», из-за их расы. В результате, женщины из этнических меньшинств в наибольшей степени ограничены в возможностях трудоустройства. У них мало возможностей для борьбы с этой дискриминацией, потому что они должны заявлять или только о половой дискриминации или только о расовой дискриминации.

Афроамериканские женщины подвержены расовой дискриминации в США. Афроамериканка среднего класса, которая работает профессором университета, тем не менее, не испытывает такой же дискриминации, как бедная афроамериканская женщина, которая работает уборщицей в отеле.

На молодую девушку из касты далитов напали на автобусной остановке, когда она ехала в школу в Индии. В ответ от полиции потребовали обеспечить безопасность на дороге. Консультации с сообществом, изучение статистики и контекстуальный анализ показали, что это не просто вопрос безопасности, речь идет о дискриминации девочек и женщин из этой касты. На основании этого были предложены несколько путей решения: введение квот в школах и на рабочих местах для женщин и девочек далитов, информационные кампании о запрете неприкасаемости, публичное осуждение тех, кто пропагандирует кастовое насилие, официальное признание женщин-далитов группой, подверженной дискриминации, которой нужна специальная защита.

Когда иммигранты составляют большинство бедняков или когда представители коренных народов составляют большинство безработных, мейнстримные СМИ, политики и общественность могут обвинять иммигрантов и коренные народы в том, что они менее способны или лично неуспешны. Они игнорируют тот факт, что это социальные структуры и политика мешают им реализовывать свои права в той же степени, что и другие в этом обществе, и что они подвергаются дискриминации.

В программах для лагерей военных беженцев гендерного подхода будет всегда недостаточно. Мы захотим понять потребности, уязвимости и приоритеты людей с разными идентичностями, например, молодых и старых, преследуемых этнических групп, семей с множеством иждивенцев, тех, кто испытал личную или психологическую травму. Мы захотим понять, каким образом гендер пересекается с этими другими идентичностями и формирует опыт жителей лагеря беженцев, чтобы создать для них эффективную программу.

Как «делать» теорию пересечений

То, как мы думаем, определяет то, что мы делаем. В первую очередь, использование теории пересечений в нашей работе потребует иного мышления об идентичности, равенстве и власти. Это потребует, чтобы мы сфокусировались на точках пересечения, сложности, динамических процессах, на структурах, которые определяют наш доступ к правам и возможностям, а не на отдельных категориях или изолированных вопросах.

С аналитической точки зрения, это потребует, чтобы мы считали искоренение дискриминации и принятие разнообразия фундаментальными условиями для развития и прав человека. Это потребует значительных инвестиций в аналитические стадии работы. Действительно интеллектуальные требования для анализа пересечений выше, чем для других подходов к гендеру.

Во-вторых, в теории пересечений ценится подход «снизу вверх» в исследованиях, анализе и планировании. Если вы хотите собрать о чем-то информацию, то нужно начать с вопросов о том, как женщины и мужчины живут на самом деле. Затем целостная картина создается «наверху»: анализируются различные влияния, которые формируют жизни женщин. Специально нужно изучать опыт женщин, живущих на самом краю, беднейших из бедных, женщин, которые страдают от различных видов угнетения. Нам нужны как личные истории и признания, так и научные данные, учитывающие расу, пол, этническую принадлежность, касту, возраст, гражданский статус и другие идентичности. Анализ должен показать, как практики и политики формируют жизни, по сравнению с теми, кого эти факторы не затрагивают.

Например, если вы анализируете бедность, то недостаточно найти очень бедных женщин в конкретном регионе. Необходимо изучить, какие группы женщин являются самыми бедными, как этому способствует историческая и политическая ситуация, отвечают ли проекты развития и политические инициативы на специфические потребности различных групп женщин.

Чтобы анализ пересечений был полезен в области развития, он должен обладать информацией об опыте и взглядах женщин самых разных идентичностей, включая женщин Юга и цветных женщин и иммигранток на Севере. За столом должны сидеть «субъекты» развития (а не иностранные «эксперты»), их необходимо вовлекать в разработку анализа и интервенций. Точно также голос теоретиков и аналитиков Юга должен подчеркиваться и уважаться.

Использование теории пересечений для достижения прав женщин и гендерного равенства

Уничтожение бедности – это вопрос не только экономики. Точно также борьба с нарушениями прав человека и достижение устойчивого развития требуют идеологических и культурных изменений, а не только технологий и стабильного финансирования. Сложность проблем, связанных с либерализацией торговли, приватизацией, усилением империализма, требует анализа, который одновременно предоставляет детальную, точную информацию и вдохновляет на активизм ради равенства и справедливости. Теория пересечений – это один из подобных инструментов.

Как и в случае со всеми подходами и инструментами, польза и влияние теории пересечений зависят от того, как вы ею пользуетесь. В случае упрощения и институционализации ее ценность может быть потеряна вместе с другими прогрессивными инструментами гендерного анализа. Более того, если анализ применяется неправильно, то у вас получатся только индивидуальные постмодернистские домыслы. Если же использовать ее в парадигме социальной справедливости, то теория пересечений может стать очень действенной и полезной.

Как использовать теорию пересечений, зависит вашей позиции, задач и потребностей. Вот несколько возможных путей.

Собирая данные и статистику о влиянии экономической политики на женщин, отдельно спрашивайте об опыте женщин из различных этнических групп, иммигрантках, женщинах из других определенных групп.

Определяя приоритеты для проектов, привлекайте ресурсы для самых маргинализированных людей, на которых указывает анализ пересекающихся дискриминаций. Наделяя возможностями тех, у кого было меньше всего доступа к правам и ресурсам, и фокусируясь на процессах, которые приводят к бедности и исключению (предоставляя базовую медицинскую помощь и возможности для обучения, защищая их источник дохода, обеспечивая сельскохозяйственной техникой), вы в наибольшей степени повлияете на права женщин и гендерное равенство. Для этого, начните свою работу со следующих вопросов:

- Какие виды идентичности являются критически важными в этом сообществе/регионе (помимо гендера, учтите расу, национальность, религию, гражданство, возраст, касту, инвалидность)?

Кто является самыми маргинальными женщинами, девочками, мужчинами и мальчиками в этом сообществе и почему?

Какие социальные и экономические программы доступны для различных групп в этом сообществе?

У кого есть, а у кого нет доступа или контроля над производственными ресурсами и почему?

- Какие группы в наименьшей и в наибольшей степени представлены в структурах власти и почему?

Какие законы, правила и организационные практики ограничивают возможности различных групп?

- Какие возможности способствуют продвижению различных групп?

- Какие инициативы соответствуют потребностям самых маргинальных и дискриминируемых групп общества?

Выступайте за «многочисленные основания для дискриминации» в национальных конституциях и механизмах ООН, чтобы создать прецеденты в судах и комитетах, и наилучшим образом отразить дискриминацию женщин, которые живут с пересекающимися идентичностями. Борьба с дискриминацией требует понимания ее причин.

Уважение к нашим идентичностям и к привилегиям среди женщин позволит нам построить движение на основе наших сильных сторон и разнообразии. Это включает гарантию того, что женщины всех идентичностей будут иметь пространство и голос в определении нашей повестки дня. Таким же образом, это предполагает, что мы можем использовать наши привилегии стратегическим образом. Идентичность – это относительная концепция; в каждый момент мы можем оказаться у власти, будь это благодаря нашему опыту, физическим возможностям, классу, расе, возрасту или сексуальности. Мы можем работать над целостными и сильными решениями тогда, когда наши относительные привилегии пересекаются.

Association for Women’s Rights in Development

Запись опубликована в рубрике , Нулевая дискриминация с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>