Поиск мотивированного

09.09.2020

Так как объект часто если не полностью растворен, то разбросан, а взгляд зрителя оказывается рассеянным, если не дезориентированным («запутанным»), возникает возможность нового, нефигуративного приближения к телу. Липпард назвала это обращение к телесности (наиболее очевидное у Хессе) «я-телом»; позднее Розалинд Краусе и Энн Вагнер восприняли его, напротив, как нерепрезентативную регистрацию психических фантазий и телесных импульсов. Эти три аспекта — логика материалов, эффект поля и фантазматическая телесность — и характеризуют процесс-арт, а наиболее эффективную их разработку предложили, Ц соответственно, Серра, Моррис и Хессе.

Роберт Моррис в своей протеической манере вслед за эссе о минимализме написал ряд текстов, столь же важныхдля постминимализма: «Антиформа» ( 1968), «Заметки о скульптуре. Часть 4: Вне объектов» ( 1969) и «Несколько замечаний о феноменологии делания: поиск мотивированного» ( 1970).

Подобно тому, как минимализм оспаривал соотносительную композицию абстрактной живописи и скульптуры, теперь Моррис ставил под сомнение случайный порядок минималистских объектов: «что остается проблемой в этих схемах», пишет он в «Антиформе», так это то, «что любой порядок множественных элементов является предписанным» и лишен «внутренней связи с физическими качествами элементов».