Фрейдистская критика

09.12.2020

Редукционизм символических и психобиографических прочтений искусства компенсируется другими аспектами фрейдовского учения. Фрейд чаще всего понимает знак не как символ, а как непосредственное выражение того или иного Я, смысла или реалии, то есть как симптом, своего рода аллегорическую эмблему, в которой переплетены желание и подавление. Мало того, он не считает искусство простым пересмотром готовых воспоминаний или фантазмов: помимо всего прочего, искусство для него может быть, по выражению Сары Кофман, «изначальной „заменой"» некоторых сцен, посредством которой мы узнаем их впервые (что Фрейд и стремится показать в своей работе о Леонардо). И наконец, психобиография подвергается продуктивному сомнению в силу того, что психоаналитическое исследование бессознательного и его разрушительных эффектов подвергает продуктивному сомнению всякую интенци- ональность — всякое авторство и всякую биографию.

Фрейдистская критика не сводится к символической расшифровке скрытых значений с помощью «психосемантики». Менее очевидно ее стремление проникнуть в динамику психических процессов, разобраться в сексуальных энергиях и бессознательных силах, которые действуют как при создании, так и при восприятии искусства. На этом, втором, уровне психоаналитической интерпретации Фрейд переосмысляет старую философскую концепцию «эстетической игры» с точки зрения своего «принципа удовольствия», который он определил в статье «Положения о двух принципах психического события» ( 1911) через противопоставление «принципу реальности»:

Художник — это прежде всего человек, который отвращается от реальности, поскольку он не может смириться с требуемым ею отказом от удовлетворения влечений и удовлетворяет свои эротические и честолюбивые желания в воображаемой жизни. Но он находи т обратный путь из этого мира фантазий в реальность, благодаря особым талантам преобразуя свои фантазии в особые формы действительности, которые получают признание людей как ценное отображение реальности. Таким образом, он в известной мере действительно становится героем, королем, творцом, любимцем, которым ему хотелось стать, не совершая обходного пути через действительное изменение внешнего мира. Он может достичь этого лишь потому, что другие люди точно так же ощущают неудовлетворенность из-за реально необходимого отказа, как и он сам, а эта неудовлетворенность, возникающая при замене принципаудовольствия принципом реальности, сама является частью реальности [цит. по пер. А. Боковикова].

Хотите купить автомобиль? Играйте на деньги в Вулкан Платинум и осуществляйте задуманное http://apploidnews.com/novosti/igra-na-dengi-v-vulkan-platinum/.