Кризис референции

07.01.2021

Подобный кризис референции высек искру, от которой, приблизительно в 1915 году, разгорелся русский формализм. Мишенью критики со стороны литературоведов, составивших это направление, было символистское представление, будто поэзия зиждется на образах, вызываемых ею вне всякой зависимости от их языковой формы. Но лишь после знакомства с кубизмом, а затем с первыми абстрактными картинами Казимира Малевича и с поэтическими экспериментами его друзей Велимира Хлебникова и Алексея Кручёных — со стихами, звуки которых не отсылали ни к чему, кроме фонетической природы самого языка, — формалисты открыли, не слышав еще даже имени Соссюра, то, что швейцарский лингвист назвал «произвольной природой знака».

Ссылками на кубизм изобилуют работы Романа Якобсона, особенно когда он пытается определить поэтический язык через оппозицию языку общения, используемому в повседневной жизни. В лекции 1933 года «Что такое поэзия?» Якобсон говорит: [Поэтичность]можно обнаружить и выделить, как, например, обнаружены и выделены формальные средства в кубистических картинах, - однако это особый случай <...>. Но в чем проявляется поэтичность? — В том, что слово ощущается как слово, а отнюдь не как простая презентация названного предмета или как взрыв эмоций. В том, что слова и их строение, их значение, их внешняя и внутренняя форма не представляют собой некоего нейтрального указания на действительность, а приобретают собственные вес и ценность. <...> без противоречия [между знаком и объектом] нет движения понятий, нет движения знаков, отношение между понятием и знаком автоматизируется, жизнедеятельность прекращается, ощущение реальности отмирает [цит. по пер. О. Малевича. — Пер.].

Последняя фраза Якобсона отсылает к приему остранения — риторической фигуре, концептуализация которой Виктором Шкловским (1893-1984) в статье «Искусство как прием» (1917) стала первой теоретической вехой русского формализма (родство корней с брехтовским «эффектом отстранения» здесь отнюдь не случайно). Согласно Шкловскому, главной задачей искусства является лишить естественности наше восприятие, ставшее автоматическим, и хотя Якобсон позднее отказался от этой первой теории остране- ния, именно с ее помощью он интерпретировал в десятых годах кубизм. И был прав: первая, «африканская», фаза кубизма основывалась на вполне сознательной практике остранения. Доказательство тому — признание Пабло Пикассо (1881-1973): «В те времена люди говорили, что я пишу носы набекрень, даже у „Авиньонских девиц“, но я должен был писать их набекрень, чтобы люди увидели: это — нос. Я знал, что со временем они увидят и другое: нос вовсе не набекрень».

Любите играть в казино? Смотрите лучшие предложения от клуба Вулкан и выбирайте развлечение на свой вкус http://dettka.com/luchshie-predlozheniya-ot-kazino-vulkan/.