Структурализм

07.01.2021

Для структурализма знаки не субстанциальны, а оппозитивны, то есть их внешняя форма и значение всецело определяются их отличием от других знаков в одной системе, тогда как в изоляции.они не значат ничего. В этой скульптуре, ознаменовавшей рождение «Синтетического кубизма», чьим главным формальным нововведением станет коллаж, Пикассо путем простого контрастного сопоставления пустоты и поверхности превращает пустоту в знак деки гитары, а жестяной цилиндр — в знак ее отверстия. Тем самым он включает невещественное — пространство — в арсенал материалов скульптуры.

Новыми были горизонтальные и вертикальные черные линии, а также заполненные основными цветами или «нецветами» — белым, черным и серым — плоскости) и создавая столь элементарными средствами поразительно разнообразные произведения [4), Мондриан продемонстрировал, что любая система допускает бесконечное множество комбинаций. В терминах Соссюра можно сказать, что, поскольку созданный им новый живописный язык состоял из считанных элементов и законов (один из последних запрещал симметрию), широта возможностей, извлекаемых из этих спартанских условий речью, оказалась еще более очевидной. Мондриан ограничил своей системой корпус возможных живописных знаков, и само это ограничение необычайно взвинтило их «ценность».

Несмотря на то, что есть все основания назвать Мондриана структуралистом до структурализма, к его искусству поначалу подходили с позиций отнюдь не структурного, а морфологического формального анализа. Этот морфологический формализм, прилагавшийся главным образом к композиционным схемам художника, оставался в сущности импрессионистским, хотя и дал нам замечательные описания баланса или дисбаланса плоскостей, яркости цветов, ритмического стаккато в его картинах. Нельзя не признать такой подход тавтологичным, особенно в его упрямом нежелании говорить о «значении», и вовсе не случайно, что иконографическая, символистская интерпретация живописи Мондриана так долго считалась предпочтительной, даже расходясь с тем, что он сам вкладывал в свои картины.