Матисс выбирает свой путь

10.01.2021

Во время визита в мастерскую Родена Матисс также осознал фундаментальные различия их художественных взглядов: «Я не мог понять, какэто Роден способен работать над своим „Иоанном Крестителем", отделив от него кисть руки и насадив ее на стержень; он детально обрабатывал ее и, кажется, держал в левой руке — во всяком случае, отделял ее от целого, а затем прикрепял ее на место; и в довершение он пытался найти для нее направление, соотносящееся с общим движением. Уже тогда я представлял себе, что моя работа должна целиком исходить из общей архитектуры, и предпочитал поясняющим деталям синтез, живой и способный разбудить воображение».

К тому моменту Матисс уже понимал, что он не «реалист»: ранее он так и не смог справиться с анатомией освежеванного кота, приобретенного для работы над копией ягуара французского скульптора XIX века Антуана-Луи Бари («Ягуар, пожирающий зайца» [ 1899-1901] — второе произведение, через которое Матисс приобщился к скульптуре и распрощался с анатомической достоверностью). И в методе Родена он отвергал не явную искусственность, а комбинирование отдельно созданных элементов и бесконечный интерес к фрагментированной фигуре.

Скучаете? Посетите официальный клуб вулкан 24. Увлекателные слоты поднимут настроение.

Таким образом, Матисс проглядел один из наиболее модерни стских аспектов практики Родена, который Константин Бранкузи, напротив, перенял и развил (при этом Бранкузи, будучи подмастерьем Родена, быстро сбежал из его мастерской и, охваченный настоящим «страхом влияния», утверждал, что «ничто не может вырасти в тени больших деревьев»). Можно даже сказать, что роде- новский принцип «копипастинга» — многократного использования в разных композициях и в разных положениях копий одних и тех же фрагментов или фигур — является первым проявлением того, что после кубистских конструкций Пикассо станет одним из главных тропов искусства ХХ века.