Неоконкретизм

13.03.2021

Единственная, помимо Кларк, крупная фигура в этом движении — Элио Ойтисика ( 1937-1980) присоединился к проекту только после публикации манифеста группы, написанного критиком и поэтом Феррейрой Гулларом (этот текст целиком основан на переосмыслении Кларк геометрической абстракции с точки зрения феноменологии восприятия: художница часто цитировала философские работы Мориса Мерло-Понти, открытые ею незадолго до этого и остававшиеся предметом ее интереса на протяжении всей жизни).

Публикация манифеста совпала с работой Кларк над двумя сериями рельефов — «Кокон] и «Контррельефы» (оммаж Владимиру Татлину), обе 1959 года, в которых она перевела перцептивную нестабильность своих предшествующих работ в реальное пространство, воспринимаемое нашими органами чувств (Ойтисика вскоре предложил свою версию на ту же тему — «Пространственный рельеф»). Каждый «Кокон» сделан из одного прямоугольного листа металла, частично надрезанного и согнутого (но без вырезов — ничего не удалено и не прибавлено) так, что его фронтальные пропорции, вне зависимости от положения в пространстве, всегда образуют квадрат (скрывая, так сказать, внутреннее пространство, которое зритель обнаруживает лишь отойдя в сторону). Сгиб порождает фантазию о разгибании и о плоскости как сжатом объеме: эта идея развивается далее в «Контррельефах», где слои черных и белых досок образуют «сэндвич» с заключенной в него пустотой.

Хотите купить знаки пожарной безопасности? В Магазине 01 вы можете посмотреть каталог знаков пожарной безопасности и приобрести необходимые.

Идея того, что плоскость имеет объем и этот объем может быть раскрыт (как кокон), лежит в основе самых знаменитых работ Кларк, «Животных» ( 1960-1964): свободно стоящих структурах, сделанных из соединенных шарнирами листов металла, положение которых можно менять, придавая скульптуре различные формы (в сложенном состоянии «Животное» совершенно плоское — совсем как подвесные скульптуры Александра Родченко). Сочленение и расположение металлических пластин определяет набор возможностей, часто непредсказуемых. В этих первых ее работах, рассчитанных на участие зрителей, Кларк переносит свои топологические исследования, касающиеся возможного устранения различия между лицевой и оборотной сторонами плоскости, на отношения между субъектом и объектом, которые не сводятся у нее ни к соподчинению, ни к полной свободе. «Животное» задумано как организм, реагирующий — в соответствии со своими законами и ограничениями — на движения того, кто воздействует на него с целью изменить его конфигурацию. Часто этот организм требует определенных телодвижений или неожиданно выворачивается наизнанку: диалог между «Животным» и «зрителем» может быть увлекательным. а может быть раздражающим, но всегда подрывает уверенность в возможности контроля с той или другой стороны.