Авангард и китч

11.11.2021

Сосредоточенность модернизма на методе и его стремление к обособлению различных искусств он рассматривал как проявление родства с наукой и, суммируя результаты поисков визуальными искусствами собственного медиума, заключил, что этот медиум «оказывается по сути физическим».

Этот акцент получил развитие в проблематике гринберговской критики сороковых годов, например в идее вытеснения станковой картины стенописью — формой, которая, по Гринбергу, позволяет выявить непроницаемую поверхность стены в ее «позитивной» данности — в качестве непрерывного плоского объекта, аналогичного непрерывному фактическому пространству позитивистской науки.

Эта ориентация Гринберга на науку сопрягается с идеей связи авангарда с проектом Просвещения: ведь именно в физике философы, подобные Канту, искали модель критического мышления и безжалостной методологической строгости. Ориентация на науку как на передовой проект выглядела, таким образом, естественной для авангарда, который стремится сохранить то ценное, что есть в культурном опыте. И действительно, социально-материалистический аспект представлений Гринберга об истории модернистского искусства становится наиболее очевидным, когда он описывает ее с точки зрения роли авангарда. Ведь именно авангард, по его мнению, взял на себя задачу защитить подлинную культуру от ее ложной, фальшивой, суррогатной версии, продуцируемой современным потребительским обществом, — версии, которую Гринберг определил словом «КИТЧ» («Авангард и китч» ).