Энвайронмент на заднем дворе галереи Марты Джексон

19.03.2022

Подобная мимолетность становится ключевым элементом концепции Капроу (после первого опыта с «18 хеппенингами в 6 частях» он часто подчеркивал, что хеппенинги ни в коем случае не следует повторять, дабы сохранить то, что он считал самым важным их качеством, — непосредственность или, выражаясь его словом, «таковость» ). Дело тут не столько в спонтанности (хеппенинги писались и репетировались, какой бы случайной ни была их структура), сколько в какой-то наивной, основанной на «дзенской» философии Кейджа вере в то, что «уникальность» сама по себе гарантирует «присутствие», а «присутствие», мыслимое как естественный процесс, служит гарантией отвульгарной коммерциализации всего и вся, характерной для послевоенного потребительского общества.

Презрение Капроу к арт-рынку и типичной обстановке модернистской галереи — всем этим «белым стенам, элегантным алюминиевым рамам, приятному освещению, коричневато-серым коврам, коктейлям и вежливым разговорам» — послужило одним из стимулов для создания его энвайронментов.) Хотя и не вполне правильно поняв Кейджа, считавшего повторение попросту невозможным (поскольку нет двух похожих друг на друга исполнений), а его обличение, соответственно, бессмысленным, Капроу коснулся — возможно, случайно — нерва, чувствительность которого в тот исторический момент более, чем что-либо другое, объясняет вызванный хеппенингом эффект шока. Этот нерв был экономическим, и, как указал историк искусства Роберт Хейвуд, Капроу раздражал его, инсценируя корпоративную стратегию «запланированного устаревания», направленную на ускорение процесса производства и потребления товаров (главный пример Хейвуда — состоящий из нескольких частей хеппенинг «Жидкости» 1967 года — представлял собой пятнадцать ледяных построек геометрической формы, возведенных в разных местах Пасадены и Лос-Анджелеса, а затем оставленных таять). Но хотя это замышлялось как критика инструментального труда — критика, которую Мейер Шапиро, наставник Капроу, считал сердцевиной, если не целью современного искусства начиная с импрессионизма, — его добровольное обращение к одной из уловок капитализма не состоялось в качестве стратегии и постепенно выродилось в безобидный спектакль, лишь усугублявший отчуждение, которое он якобы разоблачал.

Нужен срочно билет на поезд? Вы можете купить онлайн залізничні квитки на сайте PROIZD™ без поездки в привокзальную кассу.

На вопрос критика Ричарда Костеланца: «Разве большинство из нас не против запланированного устаревания? Я бы предпочел более долговечные автомобили. Разве это не естественно — желать вещи, которые будут служить дольше?» — Капроу дал ответ, под которым мог бы подписаться любой корпоративный магнат: «Я полагаю, что это миф и что на самом деле вы вовсе не хотите долговечную машину; будь так, вы бы не покупали машины, которые быстро выходят из строя. Возможно, запланированное устаревание имеет свои отрицательные стороны... Но это также яркое свидетельство американской философии и присущей ей молодости: сделать что-то новое значит возродить; поэтому у нас в стране царит культ молодости». Трудно представить что-то более противоречащее тому, о чем как раз в это время (а слова Капроу произнесены в 1968 году) думала молодежь, выходя на демонстрации. В конечном счете именно неспособность Капроу уловить и осмыслить экономическое и политическое значение изобретенных им художественных форм привела к их забвению: в свете «реальных» акций 1968 года, куда более яростных, чем акции Капроу, и при этом зачастую столь же праздничных, хеппенинг начал казаться неуместным и быстро сошел со сцены.