Искусство для десятицентового магазина

19.03.2022

Если Капроу был, пожалуй, слишком уклончив в своем намерении акцентировать власть рыночных сил над нашей жизнью и, в частности, над нашим потреблением искусства, то Олденбург подходил к этому вопросу прямо. Хотя его исходной точкой был не Поллок, а скорее Дюбюффе с его «реабилитацией грязи», позиция раннего Олденбурга вполне созвучна Капроу, особенно в том, что касается прославления отходов как главного материала искусства.

Но все стало меняться начиная с первой зрелой манифестации Олденбурга, «Шоу лучевого пистолета», прошедшей в галерее Джадсона с января по март 1960 года (галерея управлялась Мемориальной церковью Джадсона, при которой вскоре будет создан «Танцевальный театр Джадсона», где состоятся перформансы Ивонн Рейнер, Кароли Шнееман и скульптора-минималиста Роберта Морриса). Для этого шоу Олденбург создал свой первый энвайронмент «Улица», послуживший хаотической декорацией для его первого хеппенинга «Снимок города». Он включал в себя набор силуэтов, сделанных из рваного и обгоревшего мусора, собранного на улице (кучи гофрированного картона, мешковины, старых газет), и другой хлам, разбросанный по полу.

Попались на нарушении ПДД? Своевременная оплата штрафа онлайн поможет избежать наказания.

Среди этих силуэтов особенно часто повторялось изображение «лучевого пистолета», пародийной научно-фантастической игрушки (нечто среднее между феном для волос и пистолетом), придуманной Олденбургом в качестве общей эмблемы всех потребительских товаров. Чтобы усилить метафору рынка, Олденбург предложил зрителям «Снимка города» большие суммы «денег» в валюте «лучевого пистолета» (банкноты достоинством от одной до семи тысяч единиц) — на них можно было купить товары с «Улицы» и другой мусор, который он и его приятель, художник Джим Дайн, время от времени туда добавляли.