В галерее

19.03.2022

То, что осталось от фальшивой домашней распродажи, было выставлено в значительно прореженном варианте в галерее Рувим в мае 1960 года, после чего Олденбург удалился на лето за город. Там, размышляя о своей неудовлетворенности вторым, приглаженным вариантом « Улицы» в типичном модернистском «белом кубе», он развил свою концепцию лучевого пистолета, придав ей максимально общий охват: любой предмет в форме прямого или даже тупого угла мог быть лучевым пистолетом, который Олденбург, юмористически процитировав фразу Мондриана, короновал титулом «универсальный угол». «Примеры: ноги, семерки, пистолеты, руки, фаллосы — простые лучевые пистолеты. Двойные лучевые пистолеты: крест, самолеты.

Абсурдные лучевые пистолеты: порции содовой с мороженым. Сложные лучевые пистолеты: кресла, кровати». Короче говоря, подобно золоту, долгое время служившему эталоном денежного обращения, лучевой пистолет был универсальным эквивалентом, пустым знаком, посредством которого все виды вещей могли сравниваться и обмениваться между собой. Хотя не следует полагать, будто Олденбург провел лето, раздумывая над политической экономией, его следующий проект, «Магазин» , показывает, что его размышления привели к отказу от ранней — в духе Капроу — эстетизации мусора, которую художник счел нерелевантной. То, что он писал, кажется сейчас прямым намеком на шоу в галерее Рувим: «Эти вещи [арт-объекты] выставлены в галереях, но не там их место. Магазин подошел бы лучше (магазин — место, заполненное вещами). Магазин является моим эквивалентом буржуазного музея».

Любите путешествовать самолетом? На сайте Авиа произд вы сможете купить необходимые авіаквитки Україна и подбрать маршрут с минимальным количеством пересадок.

Хотя «Магазин» был частично реализован на групповой выставке «Обстановки, ситуации, пространства» в галерее Марты Джексон в мае — июне 1961 года, только в декабре этого года Олденбург нашел место, где смог открыть свою «Производственную компанию лучевого пистолета», по адресу 2-я Восточная улица, 107, в районе Манхэттена, изобилующем дешевыми магазинами и секонд-хендами. В этом новом месте «Магазин» задумывался как двойник торговых точек по соседству, где несовместимые друг с другом товары до бесконечности чередовались на полках — с одним отличием: полки Олденбурга были заполнены безыскусными копиями скоропортящихся продуктов или миниатюрных товаров массового потребления. Часто увеличенные, сделанные из ткани, пропитанной гипсом, грубо раскрашенные в кричащие цвета краской, нанесенной широкими мазками (явная пародия на абстрактный экспрессионизм), эти печеные картофелины, сосиски, рожки с мороженым и синие рубашки отнюдь не пытались сойти за настоящие (хотя их цены были несопоставимы с теми, которые назначались за произведения искусства даже в наименее престижных галереях: они колебались от двадцати пяти до восьмисот с чем-то долларов). Скорее их целью было продемонстрировать, что разуж нет принципиальной разницы между изысканной торговлей искусством и продажей подержанных вещей — и произведения искусства, и безделушки не более чем товары, — то можно перестать притворяться и отбросить фиговый листок.