Критика художественных институций

19.03.2022

Если Олденбург продвинулся в критике художественных институций как обычных секторов рынка значительно дальше своего предшественника, то потому, что благодаря символу лучевого пистолета (а среди товаров «Магазина» было бессчетное множество «лучевых пистолетов») он понял, что статус произведения искусства как товара основывается на его заменимости. К восторгу художника, посетитель, пытавшийся идентифицировать один из этих почти бесформенных предметов, восклицал: «Это дамская сумочка ... Нет, это утюг... Нет, пишущая машинка ... Нет, тостер ... Нет, это кусок пирога». И, едва выйдя н а свет, эта метафорическая структура произведения искусства как заменяемого товара начинала маячить всюду, делая любой объект эквивалентом еще как минимум одного. «Дни „Магазина"», книга, в которой Олденбург собрал заметки, относящиеся к его инсталляции и происходившим там событиям, изобилуют списками сравнений: «член и яйца = галстук и воротник / = нога и бюстгальтер / = звезды и полосы / флаг = сигаретная пачка и сигареты / сердце = шары и треугольник / = (сверху вниз) пояс и чулки / = (сбоку) сигаретная пачка = флаг».

Эта потенциально бесконечная цепь ассоциаций едва ли поддается экономическому анализу (прежде всего потому, что покоится на сознательном пренебрежении к любому противопоставлению Дерево, винил, капок, проволока, плексиглас на металлической стойке и покрашенном деревянном основании.

Нарушили ПДД и инспектор выписал вам штраф? Своевременная оплата штрафу fines.proizd.ua онлайн поможет избежать наказания.

Олденбург прекрасно понимал, что рано или поздно его копии станут продаваться как произведения искусства и будут окружены тем особым вниманием, какого удостаиваются предметы роскоши. Но в сочетании с давним интересом Олденбурга к психоанализу эта пародия побудила его перейти к следующему этапу производства, которым он с тех пор и занимался. Это произошло на его следующей персональной выставке, в галерее Грин в сентябре — октябре 1963 года, где он впервые показал разбросанные по полу «мягкие» объекты большого размера («Напольный бургер», «Напольный рожок мороженого», «Напольный кекс» и т. д.). Неизбежный эротизм этих имитаций еды (а также последовавших за ними скатологических объектов — таких, как «Мягкий унитаз») стал следующим шагом Олденбурга в применении панметафорического подхода к американской массовой культуре, показывающим, что, при общеизвестной фиксации этой культуры на потреблении, истинным, хотя и тайным объектом ее одержимости является тело.