Позитивизм и патология

16.06.2022

Событием, ознаменовавшим рождение венского акционизма, стал коллективный перформанс Нитча, Мюля и Фронера под названием «Кровавый орган» ( 1962). Нитч описывает эту работу как коллективное празднество, задействующее научные модели, извлеченные из глубин массовой психологии с целью возродить тот опыт, который предположительно несли религиозные культы от древности до христианства.

Наперекор «коллективной неспособности к переживанию и коллективному страху существования», как говорит сам Нитч, его «Театр оргий и мистерий» пытался заставить зрителей «прорваться к жизни как непрерывному праздничному торжеству через ритуальную организацию элементарных чувственных форм».

К 1966 году Мюль в сотрудничестве с Освальдом Винером инициировал проект контркультурного активизма под названием ZOCK (акроним, который, по словам Петера Вайбеля [род. 1944], означает «уничтожение порядка, христианства и культуры» [Zerstorung der Ordnung, Christentum and Kultur], а также отсылает к глаголу «zocken» в сленговом значении «бить», «избивать» или «играть в карты»). ZOCK явно восходит к антихудожественным декларациям дадаистов, а звучание этого слова в очередной раз напоминает нам о патетических антикультурных пророчествах футуризма.