Джулия Уорд Хоуи – основательница Дня матери

Джулия Уорд Хоуи пишет декларацию.

Декларация Дня матери 1870 года

«Восстаньте же, женщины этого дня! Восстаньте, все женщины, имеющие сердца, крещенные водой или слезами!

Твердо скажите: «Мы не потерпим, чтобы величайшие вопросы решались посторонними ведомствами. Наши мужья не должны приходить к нам после кровавой бойни за лаской и аплодисментами. У нас не должны забирать наших сыновей, чтобы отучить их от благотворительности, милосердия и терпения, которые мы прививали им. Мы, женщины одной страны, слишком сочувствуем женщинам другой, а потому мы не можем позволить, чтобы наших сыновей учили убивать и ранить их сыновей».

Из недр опустошенной семьи исходит голос, который присоединяется к нашим голосам. Он говорит: «Разоружайтесь! Разоружайтесь!»

Меч убийства не может быть мерилом правосудия. Кровь не может смыть бесчестья, и насилие не утверждает право обладания. И раз мужчины слишком часто бросают плуг и наковальню ради призывов войны, то пусть все женщины покинут свой дом ради великого и честного дня совета. Позвольте им сначала встретиться, как женщинам, чтобы оплакать и помянуть погибших. Позвольте им торжественно совещаться друг с другом, дабы великая семья человечества могла существовать в мире, где каждый живет отведенный ему срок – отведенный не Цезарем, но Богом.

Во имя рода женского и рода человеческого я взываю к вам и прошу собрать всеобщий конгресс женщин, не ограниченный национальностью, который будет назначен и проведен в наиболее удобном месте и в кратчайшие сроки в соответствии со своими целями – добиваться альянса между различными нациями, удовлетворительного разрешения международных вопросов, великого и всеобщего интереса к миру».

Женщины, которые несут ответственность за праздник, известный нам как День матери, праздновали его совсем не так, как он празднуется в современных США. Их замыслы и устремления не имели никакого отношения к запоздалым телефонным звонкам от детей, цветам, конфетам и ужинам в ресторанах. Они не имели никакого отношения к тому, чтобы матерям и бабушкам с наибольшим количеством детей дарили подарки в праздничной упаковки в церкви. Они не имели отношения к открыткам Hallmark или моментам Hallmark.

Женщины, которые несут наибольшую ответственность за День матери, были радикалками, феминистками и революционерками. Джулия Уорд Хоуи, которая написала Декларацию Дня матери в 1870 году была известной аболиционистской, лидером такого же уровня, что и Уильям Ллойд Гаррисон, Уильям Каллен Байант и Ральф Уолдо Эмерсон.

как и все жёны XIX века, юридически она была не более, чем домашним скотом

Она была драматургом, поэтом и матерью шестерых детей. Однажды она описала свой опыт домашнего насилия в браке и опубликовала его под своим литературным псевдонимом, потому что ее муж запретил ей публиковаться. Она была активисткой движения за мир и без устали работала над тем, чтобы положить конец войне и исцелить раны войны, от которых в равной степени страдали и солдаты, и гражданские. Она была одной из тех женщин, которые первыми увидели параллель между рабством в США и порабощением всех женщин.

Джулия Уорд Хоуи, как и многие из нас сегодня, боролась против угнетающего ее брака, в котором муж угрожал, что в случае развода с ним (о котором она мечтала и которого добивалась), он лишит ее опеки над двумя младшими детьми. Как и все жены в девятнадцатом веке, юридически она была не более чем скотом своего мужа. Муж Хоуи распоряжался ее наследством и использовал свою власть, чтобы лишить ее денег для свободной жизни и независимого участия в политической работе, которая придавала смысл ее жизни.

Если мы поймем, каковы были реалии жизни Хоуи, то ее слова в Декларации Дня матери сразу приобретут для нас новый смысл. Когда Хоуи пишет «Наши мужья не должны приходить к нам после кровавой бойни за лаской и аплодисментами», она пишет не только о реалиях жизни матерей, которые были прикованы к своим мужьям на протяжении всей истории, она пишет о своих частных и личных оковах – и о своем личном аде.

Изначально идея Дня матери принадлежала Анне Ривс Джарвис. Она была активисткой движения за мир во время Гражданской войны в США. Свою жизнь Джарвис посвятила исцелению солдат обеих сторон и их семей от ран и ужасов войны. Самые первые «дни матери» Джарвис называла Днями материнской работы. Это были несколько дней, выделенные на улучшение санитарных условий, в то время, когда солдаты Гражданской войны чаще умирали от инфекционных заболеваний, чем от ран, полученных во время сражений.

Именно начало франко-прусской войны в 1870-х, за которой последовала разрушительная Гражданская война, побудило Джулию Уорд Хоуи начать международный крестовый поход одной женщины за мир, инаугурацией которого стала Декларация Дня матери 1870 года. В 1872 году она путешествовала по Европе в надежде созвать Международную женскую мирную конференцию. Однако крупные миротворческие организации не позволяли ей выступать перед большими аудиториями, потому что она была женщиной. Она арендовала зал на собственные средства и провела несколько встреч, но все ее попытки оказались неудачными.

Крупные миротворческие организации не позволяли ей выступать перед публикой, потому что она была женщиной.

Она вернулась в США, где начала продвигать идею Дня матери как праздника мира. Эта ее инициатива оказалась успешной и привела к тому, что в течение 30 лет День матери отмечали 2 июня в крупнейших американских городах. Это был день, во время которого матери и бабушки объединялись против насилия и войны, день, когда они требовали, чтобы мужчины сложили оружие и работали ради нового мира.

Однако существование Дня матери как праздника революции и сопротивления продлилось недолго. Когда Анна Джарвис умерла в глубокой старости, ее дочь начала кампанию за День матери как праздник личных жертв матерей ради своих семей. Усилия младшей Джарвис пришлись ко двору антифеминистской администрации Вудро Вильсона, которая находилась в жестком противостоянии с суфражистками. В результате, в 1913 году президент Вильсон объявил второе воскресенье мая Днем матери, даже не упомянув те побудительные причины, которые двигали Джарвис и Джулией Уорд Хоуи.

Сегодня День матери в США превратился в многомиллиардную индустрию, посвященную сентиментальному и романтизированному материнству глазами патриархата. Он нисколько не мешает администрации Буша, патриархальной религии и консервативным идеологам вести настоящую войну против матерей – навязывая принудительное материнство, отказывая в доступе к контрацепции и абортам, криминализируя и наказывая матерей за кормление грудью в общественных местах, за их проблемы со здоровьем, инвалидность, бедность, за то, что они страдают от насилия со стороны партнеров, за то, что они смеют рожать так, как считают нужным, отвергая технороды.

Сегодня День матери прекратил быть днем сопротивления любым формам насилия, войны и тирании. Вместо этого он превратился в день многократного повторения и поддержки обманчивой лжи, бессмысленных жестов и потребительства. Это насмешка над революционными чаяниями и работой женщин, которые учредили его.

В патриархальной истории Хоуи упоминается только как автор «Военного гимна Республики», но это стихотворение было написано, когда Хоуи только начала публиковать свои работы, до пробуждения ее феминистского сознания. Позднее она напишет:

«Первые две трети моей жизни я воспринимала мужскую идею характера как единственно верную. К ней я обращалась за вдохновением, представляя перед ней свои достоинства и недостатки в ожидании ее судебного вердикта… Теперь, оказавшись на совершенно новой территории, я ясно вижу, что истинная природа женщины – это женщина, которая больше не является дополнением к своей противоположности, мужчине, но живет в прямом соответствии с божественным планом и целью, как свободный агент, полностью разделяя с мужчиной каждое человеческое право и каждую человеческую обязанность. Для меня это открытие было равнозначно добавлению нового материка на карту мира или новому завету, заставляющему по-новому взглянуть на ветхие порядки».

Сегодняшний День Матери - триумф патриархатного отношения к женщине - не имеет ничего общего с идеями Хоуи

Именно в таком расположении ума Хоуи написала свою Декларацию Дня матери 1870 года. Какими бы были наши сообщества, нация, наш мир, если бы все матери и бабушки вспоминали и заново открывали нашу женскую историю, которую предали забвению сторонники мужского доминирования? Что если мы отвергнем эту насмешку над декларацией Хоуи и этим днем и вернемся к революционной воинственности и желанию построить новый мир, которыми обладали наши праматери, ради наших детей, внуков и всех людей? Что если мы вернем себе этот день, используем его как возможность напомнить нашим детям, внукам, друзьям, родственникам и всем, кто захочет слушать, о наследии женщин, чья работа когда-то вдохновляла этот день. Что если мы будем читать Декларацию Дня матери нашим семьям и расскажем им историю женщины, которая написала ее?

Перевод Веты Мороз


Запись опубликована в рубрике с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>