Королева Хаджия Хайдзату Ахмед

Этот дворец покрыт потрепанной рифленой крышей и выглядит настоящей развалиной. Здесь все стоят с босыми ногами, кроме одной обладательницы крошечных ног в черных шлепанцах. Это двор королевы Хаджии Хайдзату Ахмед. У королевы крошечные, почти детские пальцы, выкрашенные хной, мягкая, девичья улыбка и нежный голос. Когда она говорит, все ее придворные-мужчины слушают, ловя каждое слово. Когда она хихикает, они громко смеются. Когда она что-то объясняет, они кивают с серьезным видом.

Консервативный исламский север Нигерии – здесь женщинам закрыт путь во власть. Единственное исключение – крошечное королевство Кумбвада. Здесь древнее проклятие не дает мужчинам занимать трон. По местным поверьям, все мужчины-претенденты погибнут в течение недели.

Последним мужчиной, который хотел свергнуть династию женщин-правительниц, был отец нынешней королевы – принц Амаду Кумбвада, 58 лет назад. Он лишь сказал, что хочет стать приемником своей матери, которая тогда еще была жива. Тотчас же он тяжело заболел. Принц бежал в дальнее королевство, где постепенно выздоровел. На родину он так и не вернулся.

«Никогда здесь не правил мужчина, – говорит, трескуче посмеиваясь, королева. – Даже мой отец лишь озвучил желание стать вождем, и это чуть его не убило».

Ее бабушка занимала трон в течение 73 лет, она скончалась в возрасте 113 лет. Хаджия была ребенком, когда ее отец попытался, но так и не стал наследником матери. Она была слишком маленькой для чувства соперничества, но достаточно большой, чтобы поверить, что проклятие убьет его.

Она указывает на дырявую крышу с улыбкой, давая понять, что это воля Бога. «Это женское дело, – считает 65-летний монарх. – Женщины должны править, и они правят не хуже мужчин, а иногда и получше».

Это дикие разговоры для северных районов Нигерии, где за женщинами закреплен второсортный статус, и жизнь подчиняется законам шариата. Однако в маленькой общине, которой Хаджия правит последние 12 лет, женщины могут рассчитывать на сочувствие в случае побоев мужа или развода.

«Когда я разбираю домашние дела, то я обращаюсь с ними совсем по-другому, чем другие вожди, – говорит она. – Я женщина, я мать и у меня так много своих забот и опыта, когда речь идет о браке, я знаю, что значит вести все хозяйство, и каково это двум людям жить вместе».

Многие годы исламские богословы в других племенах-королевствах говорят, что проклятие против мужчин-правителей равносильно ведьмовству. «Если в какой-то ситуации есть доказательства черной магии, то Ислам считает это мерзостью, которую нужно отменить», – сказал несколько лет назад Шеик Аминуддин Абубакар, имам из города Кано.

Муса Мухаммад, главный имам Кумбвада, защищает королеву, говоря, что Кумбвада находится в уникальном положении. «Мы не можем жить без лидера, и раз мужчины-правители быстро и загадочно умирают, то женщины-правители вот уже много лет делают наш случай исключением, – говорит Мухаммад. – Это исключительная ситуация, которую никто из нас не в силах изменить».

Как традиционный правитель, королева решает все споры по земельным вопросам, разводам, бытовому насилию, обвинениям в воровстве и спорам между соседями. Государственный суд вмешивается, только если правитель передает ему дело, или если ситуация так и не разрешилась удовлетворительно.

«Монархия играет очень важную роль в нигерийском обществе, – говорит Хаджия. – Конечно, мы отличаемся от избранных власть имущих. Мы обладаем настоящей властью и уверенностью. А политики думают, что можно просто скупить голоса. Я ближе к своему народу. Традиционные правители – вот кому доверяют люди».

За стенами дворца блеют козы и кудахчут куры. Внутри по спинам людей стекает пот.

Облик королевы, одетой в ее мешковатое, хлопковое платье и сине-зеленый шарф, ничем не отличается от вида обычной жительницы нигерийской деревни. Она восседает на своем троне – очень широком, безупречном кресле, которое выглядит так, как будто сделано для кого-то важного и огромного. Трон возвышается на платформе над придворными – пожилыми мужчинами, которые заведуют сбором налогов, выслушиванием жалоб и договоренностями о королевской аудиенции.

После поспешного бегства отца, принцесса знала, что она унаследует трон с возраста 7 лет. Будучи ребенком, она играла в королеву с другими детьми деревни, которые выполняли роль слуг и придворных.

«Когда я была молодой, у нас была сильная группа сверстников из детей деревни, мальчиков и девочек. Мы были лидерами и делали самые разные вещи. Я привыкла лидерству, еще с детства. Так что я была к этому готова».

Для нее подданные являются ее детьми. У нее более 33 000 поданных, большинство из них – бедные крестьяне. Но помимо детских игр она никак не готовилась к лидерству.

«Мой главный изъян – отсутствие западного образования, потому что в мое время люди не занимались образованием своих дочерей. Я училась не по-современному, а по-традиционному, я умею мудро обращаться с людьми. Я без лишней скромности могу сказать, что трудно найти кого-нибудь образованного, кто сможет править так же хорошо, как и я», – говорит она со спокойным достоинством.

У королевы есть личные неприязни. Она не любит разводы. Она не терпит мужчин, которые бьют жен. И ей невыносима даже идея о том, чтобы передать любое неразрешенное дело в руки местного суда. Она никогда этого не позволяет.

«У меня еще не было кризиса, с которым я не могу справиться», – говорит она.

Даже политики обращаются к традиционным правителям, подчеркивает королева: «Во время кризиса люди не слушают политиков. Как только мы вмешиваемся, как только мы говорим с людьми, то политикам тут делать нечего».

Традиционные африканские правители обычно всегда принимают сторону мужчины – главы семьи – во время семейных ссор. Если девочка не хочет выходить замуж за мужчину старше ее, то ей прикажут слушаться своего отца. Если женщина пожалуется, что ее бьют, то ей скажут слушаться мужа.

В начале своего правления Хаджия разбирала дело об избиении жены. «Я сказала ему, что если он еще раз побьет жену, то я отменю их брак и отправлю его в тюрьму, – говорит она. – Брак – это вам не шутки, а женщины – не рабыни».

С того случая она начала активно выступать против домашнего насилия каждый раз, когда возглавляла местный суд. По ее словам, у нее с тех пор не было дел об избиениях. Люди знают, что она об этом подумает.

«Мужчины иногда говорят, что женщины их провоцируют, и поэтому они их бьют, – говорит она. – А я им отвечаю, что тут нет никаких оправданий, что бы ни произошло».

Если девушка несчастна в браке по воле родителей, королева всегда выслушивает ее историю, хотя разводы ей не нравятся. «Я подхожу к таким делам взвешенно. Я не отменяю такие браки просто так. Я стараюсь быть тактичной и посмотреть, сможет ли эта женщина полюбить этого мужчину, – говорит она. – Но если это невозможно, если у нее нет к нему никакого сострадания или любви, то это не его и не ее вина. Это только естественно. Я вмешиваюсь и прошу отменить брак ради блага женщины, мужчины и всех остальных».

Она часто обращается к женщинам, призывает их получать образование, чтобы в будущем они смогли стать лидерами. Более того, она хочет дожить того дня, когда Нигерию возглавит женщина-президент.

«Это мое самое заветное желание. Я думаю, что проблемы в Нигерии уже стали совсем невозможными. Так что давайте дадим шанс женщине. Мужчины уже потерпели неудачу».

Каждый раз, когда она ведет заседание суда, радом с ней находится ее взрослая дочь Идрис, которую она готовит стать королевой. Ее сын, Данджума Салиху, тоже уже взрослый, сидит на полу среди придворных, и у него нет надежды унаследовать трон. Однако однажды он может стать вождем в другом племени.

«Только не здесь, – говорит она. – В этом никто не сомневается. Он этого не переживет».

Перевод Веты Мороз

Запись опубликована в рубрике с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>