Микаэла: Группы роста самосознания / акционизм


Участницы нескольких московских феминистских инициатив после зимнего митинга на пр. Сахарова


Хотела написать большой стройный аналитически текст, но решила: » к чертям» и пишу, как есть, пока чувствую волну.
3.5 примерно года назад я пришла в группу роста самосознания, организованную к тому моменту Ветой Мороз.
Потом группа стала называться Московская феминистская.
Я находилась в тот момент в тяжелой ситуации. Я не то, что не чувствовала сил делать арт-проекты, акции/митинги – я с трудом находила силы на то, чтоб обеспечивать свою бытовую жизнь и учиться.

Я находилась в насильственных отношениях с мужем и не могла защищаться от насильственной родительской семьи. Я не могла работать, постоянно чувствовала себя крайне подавленно, переживала тяжелые приступы тревоги. У меня почти не было навыков, которые позволили бы мне защищать себя и не было сил на прямое сопротивление насилию.
Моя ситуация – не исключение, очень многие женщины, почти все, приходят в группу роста, находясь в похожих, часто более тяжелых условиях, не имея никакого ресурса, кроме огромного желания изменить свою ситуацию.

В тот момент я очень сильно ориентировалась на иерархичные отношения, престижность и главное – РЕЗУЛЬТАТ. Я всегда находилась в ситуации, когда я что-то была обязана делать для оправдания своего существования. Должна соответствовать. Должна давать результат. Должна исполнить ДОЛГ (дочерний или супружеский). Поэтому, естественно, я тут же перенесла привычное мне отношение в новое поле.

Конечно, я считала, что я должна быть хорошей феминисткой и немедленно привести в феминизм максимальное количество женщин, поддерживать любых женщин всегда, участвовать в акциях и глаголом жечь сердца, сражаясь против всех сексистских шовинистских мудаков этого мира. Я этого не делала т.к. у меня не было на это сил. И чувствовала стыд за это. В семье меня очень хорошо научили, что я всегда должна другим, а права заниматься собой, своей жизнью и своими проблемами у меня нет, потому что женщина должна жить для других. В идеале – для мужчин. Или для детей. На худой конец – ради политической идеи и других женщин. Но только не для себя.

Группа роста самосознания – это было практически первое в моей жизни место, где я могла говорить о своем личном опыте правду, и моя речь не обесценивалась как «истерика», «чрезмерная чувствительность» и «отсутствие чувства юмора». Я почти нигде не чувствовала себя безопасно с людьми. Я впервые ощутила от других участниц, что по-настоящему ничего не должна – я могу говорить/делать ровно столько, сколько хочу и сколько могу. Что более полное осознание своего опыта, своих ощущений и потребностей – это и есть хороший результат, в том числе политический. Потому, что это освобождение себя. А ты – я – любая женщина – это очень много и очень важно. И никто, кроме тебя самой, сделать это для тебя не может.

Сделать шаг в сторону осознания своей ситуации и освобождения, в сторону прямого высказывания о себе – это очень много, и ты сама выбираешь темп, которым идешь. Я долго не могла это по-настоящему понять. Я ругала себя за то, что я делаю мало, недостаточно активно, недостаточно заметно, престижно, эффективно, аналитично, грамотно, резко, громко и т.д.

Я чувствую огромную благодарность по отношению к Дерриде frau_derrida, Наде Плунгян, Маше Хадсон m_hudson, Вете Мороз, Агнешке Кордецкой, Саше Нефедовой, Вере Акуловой, Але Скибинской, Ане Брюс, которые много раз поддерживали меня в том, что самое важное – заниматься собой, отказываться от насильственных отношений и самонасилия. Сейчас, после 3,5 лет в группе роста самосознания и 1 года психотерапии, я вижу, что проделанный мной (и многими другими участницами группы) путь – это и есть политический результат. После 3х лет «ничего-не-делания», налаживания своей жизни и личного безопасного пространства – я начала чувствовать себя политической боевой единицей.

У меня есть силы и ресурс на свою жизнь, которая мне все больше нравится, на свои осознанные политические проекты и у меня есть силы, чтоб отдавать свой ресурс другим женщинам. Это результат роста самосознания и психотерапии. Если бы я не вкладывалась в это, а занималась акциями и митингами – я находилась бы ровно в той же точке самоподавления и отсутствия сил.

То, что в последнее время МФГ стала более активной и более заметной, что переодически кто-то из МФГ высказывается в СМИ и в МФГ стало больше женщин, которые пишут отличные тексты, делают свои проекты и готовы быть лидерками – это происходит не вдруг и не на пустом месте. Это результат 3-4 лет работы по росту самосознания. Рост самосознания – это политический активизм.

Сейчас я не хочу делать никакую феминистскую работу, если это работа – самопринуждение. Не буду заниматься феминистской работой с иерархичными или подавляющими меня или других женщин коллегами. Нас и так постоянно принуждают готовить/убирать/замуж/рожать/имитировать оргазм/мило улыбаться/нравиться/соответствовать. В баню такой феминизм, если все равно, даже между феминистками, мы не можем чувствовать себя свободными, и делать то, что нам в радость и по силам. Не отчитываясь ни перед коллегами/подругами, ни перед собой, в том, ДОСТАТОЧНО ли много мы делаем. Вызов – это выбор. Challenge by choice – или это насилие.

Поэтому я не верю ни в какую политическую деятельность (акции, митинги, партии) без роста самосознания, без понимания, что ты защищаешь и почему тебе это важно. Без готовности к неиерархичному взаимодействию и уважению к любой уязвимости. Без этого любой активизм скатывается в подавление или самонасилие.

Запись опубликована в рубрике , Группы роста самосознания, Наши тексты с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий