8 мая во всем мире празднуется Женская Историческая ночь. Феминистские активистки и художницы заполняют публичные пространства плакатами, наклейками или трафаретами с изображением знаменитых или просто значимых для них женщин. Равноправка публикует отчеты художниц и активисток: ЭММА (Шлиссельбург), Арт-группа «ЖЕНА», ВЕРА АКУЛОВА, МИКАЭЛА, ТАНЯ БОЛОТИНА (Москва)
ЭММА
После проекта Микаэлы «народоволки» я подумала, что было бы круто, если бы в шлиссельбурге как-то заметили тех женщин, которые были народоволками – и
политическими узницами шлиссельбургской крепости. Шлиссельбургская крепость – это такое особое место для политической истории. маленький остров в истоке невы, куда в царское время ссылали или на долгие годы, или как в промежуточный пункт между петропавловкой и сибирью.
Для «народной воли» в крепости построили специальную тюрьму. сослали туда, из 68-ми арестованных, только трёх женщин: Веру Фигнер (сидела в крепости в 1884-1904), Людмилу Волкенштейн (в 1884-1896) и Софью Гинзбург (в 1890-1891). А то, что их сослали туда, говорит о том, что они были действительно политически круты. После заключения в тюрьму их сюдьбы сложились по-разному. Софья покончила жизнь самоубийством в крепости, Людмила погибла во время полицейского разгона митинга во Владимостоке, а Вера прожила ещё долго – и, например, в марте 1917-го возглавлила, огромнейшую, 40-тысячную женскую политическую демонстрацию.
Шлиссельбурженки/цы каждый день видят эту крепость. но, на мой взгляд, в городе очень мало напоминает о том, какие люди там томились в неволе. про Михаила Бакунина, может, кто-то что-то ещё помнит, или немного про Веру Фигнер… но мне бы всё равно хотелось, чтобы горожанки/горожане знали о них больше) »женская историческая ночь» – хороший повод напомнить.
место этой акции в шлиссельбурге – на берегу с видом на крепость.
яркая розовая бумага и портреты на фоне железного рыбацкого гаража, где уже написано мелом что-то более традиционное для местной культуры – про «любовь, семью, свадьбы и счастье»… ну да, у политических активисток всё немножко по-другому)
Круто, что в эту ночь столько женщин вышли испытать пространство своих городов таким способом – и напомнить о большой женской истории, которая была и, например, у этих трёх народоволок, и продолжается сейчас.
AРТ-ГРУППА «ЖЕНА»
Нам моментально понравилась идея Женской исторической ночи: она простая, четкая и неоспоримая. Поэтому, когда мы готовили и расклеивали плакаты и изображения, мы встретили одобрение тех, кого вряд ли можно назвать феминистами, а также видели хорошую реакцию обычных прохожих: они спрашивали: «А что вы делаете? А кто эти женщины? Молодцы, здорово!»
В школьных учебниках, в газетах и журналах, на улицах города и по телевизору нам предлагают восхищаться достижениями мужчин, а женщин в основном превозносят за их «женские качества» – красоту, кротость, сентиментальность, смирение, жертвенность.
Поэтому когда мы придумывали список женщин, портреты которых собирались клеить, мы (скорее даже неосознанно) вспоминали в первую очередь тех, про кого мало кто мог бы сказать «милая девушка». Мы выбирали сильных, умных, смелых, крутых. Мы распечатали портреты женщин, преодолевших и преодолевающих сопротивление среды ради свободы, мира, правды и настоящей красоты.
Чуть ли ни первым в списке возникло имя Патти Смит. Те, кто читал
ее автобиографическую книгу «Просто дети», могут себе представить, что это за женщина. Самое потрясающее в ее истории, что она очень рано захотела стать художницей – хотя у нее не было никаких внешних стимулов и благоприятствующих обстоятельств для этого: она была очень бедна и долго не могла в себе открыть никаких талантов . Но она стала художницей. Причем не вписываясь в какое-то существующее течение, а занимаясь тем, что ей нравилось. Она перепробовала множество разных вещей – от создания коллажей до игры в театре, голодала, работала в книжном магазине, выступала на улице. И в результате стала сочинять песни и скоро стала известной панк-рок-музыкантшей и поэтессой. И фактически создала новое направление в музыке. Это очень хороший пример того, что у таланта довольно сложное устройство: он во многом состоит из смелости и внутренней свободы.
Еще у Патти Смит был довольно печальный женский опыт в юности: в 19 она случайно забеременела и не смогла сделать аборт из-за малодушия и халатности врача. В результате ей пришлось родить ребенка, которого она не хотела, и отдать его приемным родителям.
Похожую историю пережила и певица и сочинительница песен Джони Митчелл – она тоже в юности родила ребенка и отдала в приемную семью. Любопытно: первое, что чувствуешь, когда узнаешь об этих фактах, даже не вникая в обстоятельства – это осуждение или желание узнать о том, что было оправданием для отказа растить детей. Хотя многие известные мужчины-музыканты той поры поступали так же – оставляли детей, родившихся от случайной связи (с контрацептивами тогда было непросто), но их поступки не вызывают так много вопросов. В нас глубоко сидит убеждение, что материнский долг первичен по отношению к профессиональной и творческой реализации женщины. А тут такое яркое нарушение «нормы»: материнскую функцию и социальное одобрение как бы променяли на дело жизни. Впрочем, такая оценка не совсем верна: женщины отдавали детей потому, что не хотели их или не могли их прокормить и вырастить под осуждением общества (например, мать Джона Леннона тоже отдала сына на воспитание замужней сестре, хотя не была творцом), а не потому, что чувствовали в себе большой творческий потенциал.
Портрет Джони Митчелл мы тоже сделали. У нее есть потрясающие песни и она сильно поменяла представления о месте женщины в современной музыке.
Кстати, вот, кто еще вынуждена была отдать своего новорожденного ребенка
приемным родителям (раз уж мы начали эту тему) – писательница Астрид Линдгрен! Правда, она через несколько лет взяла его обратно – когда ее материальное положение улучшилось после замужества. Линдгрен просто потрясающая писательница. Иногда кажется, что она сделала для распространения феминизма (и вообще гуманистических ценностей) больше, чем кто-либо иной. Из ее книг миллионы детей – причем, как мальчиков, так и девочек, потому что у нее есть и активные героини-девочки, такие как Пеппи – усваивали, что они имеют право на свободу самовыражения, сострадание, любовь и заботу родителей – даже если не получают все это. Книги Астрид Линдгрен создают не фантастические, а реалистичные миры, в которых хочется поселиться, которые укрепляют в голове ребенка некий гуманистический идеал, к которому потом хочется стремиться всю жизнь. У многих ее героев есть поводы для грусти, но они всегда находят утешение – в дружбе, фантазиях, творческом подходе к жизни. В ее книгах показано, что слабые – на самом деле сильные.
Другие важные писательницы из нашего детства – Туве Янссон и Шарлотта Бронте. О последней хочется сказать особо. Она написала роман «Джен Эйр» – о девочке,
которая в детстве познала много горя и унижений со стороны взрослых, и весь этот детский опыт очень живо описан – хотя происходит в позапрошлом веке. Становится понятно, что этот опыт – общий у большого количества людей, живущих в разных странах и в разное время. В жизни Джен Эйр было много разных испытаний, но сквозь все она прошла достойно и сохранила себя. Эту книгу просто необходимо прочитать в детстве всем, кого подавляют и унижают – она как будто делает тебя сильнее и помогает верить в то, что когда-то все это закончится, важно только постараться не стать такой же, как те, кто тебя обижает, не осатанеть, не разучиться сочувствовать, но сохранить чувство собственного достоинства.
Портрет писательницы Маржан Сатрапи – тоже очень важной для нас – кажется, очень быстро отклеился от стены под мостом возле Винзавода, потому что мы вынуждены были скорее убегать: заканчивался интервал в 13 минут между проездами патрульных машин. Маржан Сатрапи написала и нарисовала известный комикс «Персеполис», по которому был снят фильм, взявший «Оскара». Это комикс про ее жизнь. Маленькой девочкой она пережила революцию и войну в Иране, приход исламистов и много других волнующих событий. Книга потрясающая: личная история переплетается с общей, все описано честно и с юмором, есть, над чем плакать и смеяться. Хорошо бы эту книгу прочитали фундаменталисты и религиозные фанатики всех мастей и поняли, как жестоко они ошибаются.
Портрет Симоны де Бовуар вместе с несколькими другими портретами нас заставил снять охранник центра Artplay, потом мы долго боялись его потерять, но кажется, в итоге где-то приклеили в районе Покровского бульвара.
Там же оставили портреты Йоко Оно и Дженис Джоплин – они здорово смотрелись недалеко от плакатов, рекламирующих концерты звезд. Вспоминается, как на одном московском фестивале (книжном и очень интеллектуальном) возле одного стенда был размещен ростовой портрет Джона Леннона и Йоко Оно, стоящих в обнимку; лицо Йоко было аккуратно вырезано – так чтобы можно было подойти и сфотографировться, как будто тебя обнимает Джон Леннон. Вот это вырезанное лицо – символ того, как относились и продолжали относиться к Йоко Оно многие люди. Хотя Йоко Оно еще до знакомства с Джоном Ленноном была довольно заметной художницей, когда они стали встречаться, Джон все время подчеркивал, что они всегда вместе и они
равноценные авторы всего, что делали вдвоем. Джону бы понравился наш акт.
Там же, на Покровском бульваре, был приклеен портрет шведской певицы иранского происхождения Laleh (Лале). Смелая, живая, умная девушка, пишет хорошие песни. Всем советуем.
Портрет Фаины Раневской занимал при подготовке чуть ли ни целую комнату –
такой он был большой. Ему было найдено отличное место рядом с какой-то самопальной рекламной надписью. Это была наша самая красивая стрит-арт-работа в рамках акции. Мы думали, что уж Раневскую-то все узнают и порадуются ее изображению в закоулке
серого бетонного коридора вдоль Третьего транспортного кольца. Но по иронии судьбы именно Раневскую уничтожили почти моментально – возвращаясь домой после акции мы обнаружили идеально закрашенную серой краской стену. Яркую рекламную надпись тоже закрасили – наверное, давно собирались это сделать.
Другая русская актриса, чье изображение мы разместили в районе Винзавода – Татьяна Пельтцер. Эту актрису знают в основном по ролям старушек в комедийных фильмах. Мы распечатали ее портрет, снятый в 20-х годах. Интересно, что в советских фильмах женщин очень быстро и рано определяли в «старухи». Вот она еще играет девушек и молодых женщин, а вот – уже бабушек. Активных, здоровых, привлекательных женщин 50-70 лет в медийном пространстве СССР как бы не существовало. То же положение сохраняется и сейчас: в зрелом возрасте российской женщине сложно устроиться на работу и вообще быть услышанной.
Большой портрет писательницы Вирджинии Вульф сорвали на следующий день. Та же судьба постигла портрет режиссера Киры Муратовой.
Из представительниц советского диссидентского движения мы выбрали Ларису
Богораз. Она очень много сделала для распространения информации о репрессиях советской власти и оказания поддержки и помощи политзаключенным, одним из которых был ее муж – Анатолий Марченко, погибший от голодовки в лагере. Богораз была одной из тех, кто по зову совести вышел на «Демонстрацию семерых» против введения войск в Чехословакию. Эти люди, среди которых было три женщины, наверняка знали, что выход на площадь для них кончится лагерями или тюрьмой. Но им было важно заявить о том, что они видят творящуюся несправедливость, подлость и неправду и не собираются молча соглашаться. «За вашу и нашу вольность!» – было написано на их плакате. За вашу и нашу вольность! – повторяем мы. Городские стены принадлежат людям, а не рекламе и государственной пропаганде.
ВЕРА АКУЛОВА
Для меня Женская историческая ночь – это повод рассказать о значимых, но неизвестных личностях в истории – женской истории. И мне было важно, чтобы это были российские женщины, те, кто имеет прямое отношение к нашей сегодняшней жизни. Я выбрала четырех женщин – представительниц дореволюционного феминистского движения. Две из них – Надежда Стасова и Мария Трубникова, – собственно, возглавляли движение на его первом этапе, начиная с 1860-х. Две другие – писательница и педагог Христина Алчевская и первая в России дипломированная женщина-врач Варвара Кашеварова-Руднева – вошли в историю, в первую очередь, благодаря своим профессиональным достижениям, но для обеих профессиональная деятельность была формой проявления женской солидарности (для первой – через образование и просвещение, для второй – через гинекологическую помощь).
Я хотела привлечь внимание к этим женщинам, с одной стороны, потому, что именно благодаря их труду нам сейчас настолько проще, чем им: родители не запрещают нам учиться читать, нас не выдают замуж в 15 лет и мы не обиваем годами пороги бюрократов, чтобы получить право ходить в университет. С другой стороны, многое в биографиях этих женщин созвучно жизни современных женщин. Сегодня, как и сто лет назад, мы часто вынуждены выбирать между спокойной жизнью ценой подчинения родителям или мужьям – и свободной самореализацией ценой враждебности, презрения, травли, экономической и социальной уязвимости.
МИКАЭЛА
Женская история – это то, что я люблю, поэтому очень не хотелось пропускать
Женскую историческую ночь. Я сразу подумала, что хочу сказать о женщинах-художницах и поэтессах, работы и личный путь которых важны для меня. Эти женщины присутствуют в моем внутреннем диалоге и составляют важный источник, ресурс для моей работы. Я выбрала четырех, но, конечно, хотелось сказать о гораздо больших. Это были Анна Остроумова-Лебедева, Вера Ермолаева, Надежда Удальцова и Анна Баркова. Анна Остроумова-Лебедева была первой женщиной-художницей, чью автобиографию я прочитала. Она очень подробно описывала давление, которое оказывали на женщин, в художественном училище Штиглица и давление ее собственной семьи, обесценивающей ее работы как «развлечения» и «забавы», даже когда она уже училась в Академии Художеств. Она занималась гравюрой и была точным сильным графиком, мне очень важны ее пейзажи, акварели и рисунки. Вера Ермолаева была мощнейшей художницей русского авангарда. У нее была инвалидность, из-за детской травмы она передвигалась с детства на костылях. Она сделала потрясающе много в живописи и в детской иллюстрации. В 1934 году ее арестовали, в 1937 расстреляли. Надежда Удальцова тоже хужожница русского авангарда, участница
группы «13″. Мне особенно важны ее пейзажи. Анна Баркова была потрясающе сильной и честной поэтессой, она почти не могла печататься при жизни. Ее посадили в 1938 году, она провела в лагерях 22 года. Стыдобища, что о ней ничего нет в школьной программе, она поэтесса большого масштаба. Было очень жаль, что совсем мало времени на подготовку, все в последний момент, и я не успела подготовить макеты про Лидию Мастеркову и Елену Шварц. Это была одна из самых спонтанных и быстрых для меня акций, с потрясающе интенсивыным информационным обменом с другими активистками и художницами. Когда есть ощущение взаимной подпитки и не возникает выгорания, наоборот, появляется больше сил. Люблю делать такие штуки.
ТАНЯ БОЛОТНИНА
В мужском мире замалчивается деятельность выдающихся женщин – деятельниц искусства, науки, общественных активисток и других женщин, которые внесли серьёзный вклад в развитие человечества. Я считаю это неправильным, и, чтобы восстановить историческую справедливость, приняла участие в Женской исторической ночи, расклеив в своём районе портреты нескольких художниц. Одну фотографию я приклеила прямо на районную управу. На следующий день фото ещё висели, а потом – не знаю..
Еще фотографии