Джорин «Манифест СТЕРВЫ» (1968)

большинство согласны, что Стерва агрессивна, а потому неженственна.

«Мужчина определяется как человек, женщина определяется как женщина. Каждый раз, когда она пытается вести себя как человек, ее обвиняют в попытках подражать мужчине».
Симона де Бовуар

 

СТЕРВА – это организация, которая пока не существует. Ее название не аббревиатура. Оно обозначает ровно то, что слышится.

СТЕРВА состоит из Стерв. Есть много определений стерв, но они редко объективны. Они варьируются от человека к человеку, и они зависят от того, что имеет в виду определяющий. Тем не менее, все согласны с тем, что стерва всегда женского пола.

Кроме того, большинство согласны, что Стерва агрессивна, а потому неженственна. Она может быть сексуальной, и в этом случае становится Божественной Стервой – особым случаем, который здесь не рассматривается. Но она никогда не бывает полностью «настоящей женщиной».

Стервам присущи несколько или все из ниже приведенных характеристик:

1. Личность. Стервы агрессивные, уверенные, доминантные, властные, энергичные, язвительные, прямолинейные, откровенные, объективные, оскорбительные, толстокожие, упрямые, независимые, компетентные, конкурентные, напористые, требовательные, манипулятивные, эгоистичные, сокрушительные, угрожающие, пугающие, амбициозные, жесткие, грубые, маскулинные, неистовые и неспокойные. Помимо всего прочего. Стерва занимает много психологического пространства. Вы всегда знаете, если она поблизости. Стерва не позволит себя игнорировать. Ее можно не любить, но нельзя не замечать.

Стервы не облагораживают и не сдерживают свои движения

2. Физические особенности. Стервы большие, высокие, сильные, крупные, громкие, резкие, грубые, неуклюжие, неповоротливые. Стервы перемещают свои тела как им заблагорассудится, они не ограничивают, не облагораживают и не сдерживают свои движения, чтобы казаться более женственными. Они топают по лестницам, шагают широкими шагами и не беспокоятся, куда деть ноги, когда садятся. У них громкие голоса и они этим пользуются. Стервы не бывают милыми.

 

3. Интересы. Стервы реализуют себя только с помощью себя самих. Они субъекты, а не объекты. У них есть отношения с людьми и организациями, но они никогда не выходят замуж ни за кого и ни за что; ни за мужчину, ни за дом, ни за движение. Поэтому Стервы предпочитают тщательно планировать собственную жизнь, а не просто жить день за днем, от действия к действию, от человека к человеку. Они всегда независимы и верят, что могут добиться того, чего, черт возьми, хотят. Если что-то стоит у них на пути; что же, поэтому они и стали Стервами. Если для них главное профессия, они посвящают себя карьере и не боятся конкурировать с другими. Если нет, они ищут другие способы для самовыражения. Что бы они не делали, они хотят играть активную роль, и поэтому их часто считают слишком властными. Бывает, что они правда доминируют над другими людьми, если для них не доступны другие роли, которые позволяют им направить свою энергию и полностью проявить свои способности. Гораздо чаще их обвиняют в доминировании только потому, что они делают то, что считается естественным для мужчин.

Настоящая Стерва сама выбирает, какой ей быть, но термин «стерва» применяется не взирая на лица. Это популярное оскорбление, которое создано мужчинами и принято женщинами, и его цель – принизить женщин, забравшихся слишком высоко. Как и слово «ниггер», слово «стерва» исполняет социальную функцию и изолирует группу людей, которые не соответствуют социально поощряемому поведению.

Быть стервой - акт самоутверждения, а не принижения другими.

СТЕРВА не использует это слово в негативном смысле. Стерва должна с гордостью называть себя Стервой, потому что быть Стервой – прекрасно. Это должно стать актом самоутверждения, а не принижения другими. Не все подходят под описание Стервы. Мало кто соответствует всем трем из перечисленных выше критериев, но они должны обладать хотя бы двумя из них, чтобы называться Стервами. Если женщина отвечает всем трем критериям хотя бы частично, то она Стерва из Стерв. Только Суперстервы полностью соответствуют всем трем категориям, и они крайне редки. В этом обществе они долго не продержатся.

 

Наиболее характерное качество всех Стерв в том, что они грубо нарушают свою половую роль. Они нарушают ее множеством способов, но они всегда нарушают ее. Их отношение к себе и другим людям, их цели и интересы, их личный стиль, их внешность – все это шокирует людей и заставляет Стерв чувствовать себя незваными. Иногда это происходит намеренно, а иногда нет, но людям обычно дискомфортно рядом со Стервами. Их считают отклонением от нормы. Их стиль поведения вызывает беспокойство. Поэтому они пытаются остановить всех, кто проявляет стервозность, называя их неудовлетворенными женщинами. И они действительно могут быть неудовлетворенными, но только в социальном, а не в сексуальном смысле.

Их считают отклонением от нормы.

Наибольший гнев в отношении Стервы вызывает ее андрогинность. Она объединяет в себе качества, которые традиционно считаются «мужскими», также как и «женские». Стерва прямолинейна, самоуверенна, иногда эгоистична. Но она не следует двуличным, утонченным и таинственным путям «вечной женственности». Она презирает жизнь в подчинении другим, которую считают естественной для женщин, потому что она хочет жить собственной жизнью.

 

Наше общество определяет человека как мужчину, а женщину как нечто отличное от мужчины. При таком положении дел, женщины могут быть человечными, только если кажутся мужеподобными. Чтобы выжить, женщина должна согласиться обслуживать, почитать и подчиняться мужчине, и в обмен она получает тень настоящей жизни. Стерва отказывается обслуживать, почитать и подчиняться кому бы то ни было. Она хочет быть полноценным человеческим существом, а не просто тенью. Она хочет одновременно быть женщиной и быть человеком. Это вызывает социальное противоречие. Само существование Стерв противоречит идее о том, что жизнь женщины определяется ее отношениями с мужчиной, и отвергает веру в то, что женщины – это вечные дети, которые нуждаются в постоянном руководстве со стороны других.

Поэтому если воспринимать Стерву серьезно, то она угрожает социальным структурам, которые подчиняют женщин, и социальным нормам, которые определяют место женщины. Она – живое свидетельство того, что угнетение женщины не неизбежно, она подвергает сомнению всю социальную систему. Поскольку она представляет собой угрозу, ее стараются не воспринимать серьезно. Вместо этого, ее называют отклонением. Мужчины создают для нее специальную категорию, где ее считают частично человеком, но не настоящей женщиной. Чем больше ее считают человеческим существом, тем меньше ее считают сексуальным существом.

У нее есть свобода и независимость, которой другие женщины завидуют.

Она угрожает другим женщинам еще больше, потому что они не могут забыть, что она женщина. Они боятся слишком сильно себя с ней идентифицировать. У нее есть свобода и независимость, которой они завидуют, и она подвергает сомнению то, насколько важна безопасность их цепей. Ни мужчины, ни женщины не могут смириться с реальностью Стервы, потому что она заставляет их признать искаженную реальность их собственной жизни. Они предпочитают считать ее аномалией. В этом корень ее угнетения как женщины. Стервы не просто угнетаются как женщины, они угнетаются за то, что они не похожи на других женщин.
Поскольку для нее важнее быть человеком, чем быть женственной, быть верной себе, а не социальному давлению, Стерва становится аутсайдером. Даже будучи маленькими девочками Стервы нарушают границы приемлемого поведения для своего пола. Они не идентифицируют себя с другими женщинами, и лишь у немногих счастливиц была взрослая Стерва в качестве ролевой модели. Им пришлось прокладывать собственный путь и ловушки на этом пути привели как к неуверенности, так и к независимости.

 

Стервы – это живые примеры того, что женщины могут быть достаточно сильны, чтобы выжить даже при самых жестких и строгих ограничениях общества. Маленькими девочками они не осознавали, что женщин считают хуже мужчин во всем, за исключением роли матери и помощницы. Они самоутверждались в детстве как могли, и так и не усвоили роль рабыни со всей ее вкрадчивостью и льстивостью, которые считаются признаком женственности. Некоторые Стервы не замечали социального давления, другие просто упрямо ему сопротивлялись. Некоторые развили защитный женственный стиль, другие оставались сорванцами гораздо дольше, чем это позволяется. Все Стервы отказываются согласиться с идеей о том, что есть запреты на то, кем они могут быть и что они могут делать. Они не ограничивают свои стремления.

За это сопротивление их порицают везде и всюду. Их принижают, оскорбляют, над ними надсмехаются, распускают сплетни, смеются и избегают. Наше общество превращает женщин в рабынь, а затем высмеивает их, когда они ведут себя как рабыни. Все это делается очень незаметно. Немногие люди будут настолько откровенны, чтобы признать, что Стервы им не нравятся потому, что они отказываются играть в игру половых ролей.

Все Стервы отказываются согласиться с идеей о том, что есть запреты на то, кем они могут быть и что они могут делать.

На самом деле большинство не могут понять, чем им так не нравятся Стервы. Они не осознают, что они нарушают привычную структуру общества, а значит, подвергают ее угрозе. Каким-то образом с раннего детства некоторые девочки не вели себя, как полагается, и над ними за это смеялись. Но немногие осознавали, в чем корень их неприязни. Этот вопрос никогда не поднимался. Если об этом и говорили, то это были язвительные комментарии за спиной у девочек. Стерв заставляли почувствовать, что с ними что-то не так, что-то не так лично с ними.

 

Девочки-подростки могут быть особенно изобретательны в игре в козлов отпущения. Это именно тот период жизни, когда от женщин начинают требовать, чтобы они изо всех сил боролись за ценные призы (т. е. за мужчин). Они должны доказывать свою женственность, иначе ее подвергнут сомнению. Они очень неуверенны в себе и принимают жесткие роли, чтобы избежать неопределенности. Они жестоки к своим конкуренткам и еще более жестоки к тем, кто отказывается принимать участие в соревновании. Те их ровесницы, которые не разделяют их одержимость и не практикуются в обольщении мужчин, исключаются из большинства социальных групп. Если она не знала этого раньше, то сейчас Стерва понимает, что она отличается от них.

Когда она взрослеет, она понимает, почему она отличается. Стервы начинают работать, участвовать в работе организаций, но они редко соглашаются сидеть тихо и делать, что сказали. У Стервы есть собственный ум, и она хочет его использовать. Она хочет подняться, быть творческой, принимать на себя ответственность. Она знает, что у нее есть способности и она хочет их реализовать. Это не нравится мужчинам, на которых она работает, но ее цель не в том, чтобы им нравиться.

Когда она встречает тяжелую кирпичную стену сексизма, она не уступает. Она скорее разобьет свою голову о стену, чем примет свою роль в качестве дополнительного ресурса. Время от времени ей удается пробиться насквозь. Она или использует свою изобретательность, чтобы найти брешь в стене, или создает ее сама. Или она в десять раз лучше всех, кто соревнуется с ней. Она также соглашается на меньшее, чем в действительности заслуживает. Как и у других женщин, ее амбиции часто принижены, так как и ей не удается полностью избежать ощущения низкого положения, уготованного «слабому полу». Очень часто она удовлетворяется ролью «серого кардинала», убеждая сама себя, что ей на самом деле не нужно признание, которое было бы у нее, не оставайся она в тени. Поскольку ее пытались принизить всю ее жизнь, как за то, что она женщина, так и за то, что она не «настоящая» женщина, Стерва не всегда понимает, что то, чего она добилась, не достижимо для обычной женщины. Несмотря на склонность к конкуренции, Стерва часто отказывается признать собственные достижения. Она будет говорить, что она среднего уровня или даже ниже, и что если она смогла это, то и все остальные могут.

Взрослые Стервы могут обучиться женственной роли, по крайней мере, сделать женственным свой стиль, но им редко в этой роли комфортно. Это в первую очередь относится к тем женщинам, у которых есть физические характеристики Стервы. Они хотели бы освободить свои тела, также как и свои разумы. Им не нравится тратить столько лишних усилий на внешность и одежду только для того, чтобы не отпугнуть других людей. Также нарушение физических ограничений своего пола мешает нарушать психологические и интеллектуальные ограничения. Только к нескольким отклонениям от половой роли могут отнестись терпимо. Плохо уже то, что она не думает, не говорит и не действует так, как «положено» женщине. Если она еще и не будет выглядеть, как «положено» женщине, ее действия точно не будут терпеть.

Наше косное общество пытается загнать человеческую индивидуальность в очень узкие рамки. Женщин в первую очередь определяют и оценивают по их физическим характеристикам. Стервы, которые не нарушают канонов внешности, могут гораздо свободнее нарушать другие каноны. Стервы, которые нарушают нормы стиля или размера, могут завидовать тем, кому не приходится из-за этого ограничивать свою личность и поведение. Часто такие Стервы платят более высокую цену, потому что их отклонение от чужих ожиданий в буквальном смысле бросается в глаза. Но они также получают за это компенсацию. Стервам проще заставить относиться к себе серьезно, чем обычным женщинам. Их страдания в качестве женщин также служат для них источником их силы.

Вырастая, Стервы или оказываются сломленными, или получают закалку на всю жизнь.

Вырастая, Стервы или оказываются сломленными, или получают закалку на всю жизнь. Они находят себя между двух полюсов – быть самой собой или соответствовать социальным ожиданиям. Это делает их очень чувствительными людьми, но это чувствительность, которую не замечает весь остальной мир. Для окружающих у них обычно есть толстый защитный панцирь, который позволяет им казаться жесткими и резкими, когда необходимо. Это в первую очередь относится к тем Стервам, которые выбрали одиночество, чтобы не измениться и не быть уничтоженными давлением сверстников. Те, кому повезло больше, росли, общаясь с похожими на них подругами и понимающими родителями, а также у них была хорошая ролевая модель среди женщин. Такие женщины могут избежать самых худших качеств Стервы. Поскольку их меньше наказывали психологически, они больше уверены в себе и соответственно, лучше принимают собственные отличия.

 

Те, кому приходилось пробиваться в одиночку, остаются в неопределенности. Некоторые понимают, что их проблемы связаны не просто с тем, что они не подчиняются правилам, а с тем, что они не хотят им подчиняться. С этим приходит понимание, что они просто не соответствуют данному типу общества. Многие со временем учатся дистанцироваться от жесткого давления общества. Тем не менее, за это приходится дорого платить. Если они не будут достаточно осторожны, их уверенность будет скорее самоуверенностью. Без поддержки Стервы становятся настолько жесткими и бессердечными, что их человечность остается погребенной глубоко внутри.

Есть и Стервы, которые обратились ко злу. Они не используют свою силу продуктивно, а тратят ее на месть тем, кто осмелился их задеть.

Но не все Стервы приходят к этому. Вместо бессердечности у них могут развиться сердечные раны. Вместо уверенности у них может развиться нездоровая чувствительность к отвержению другими. Жесткие снаружи, внутри они могут быть сплошной раной, которая не закрывается из-за постоянных оскорблений, которые им пришлось перенести. Есть и Стервы, которые обратились ко злу. Они не используют свою силу продуктивно, а тратят ее на месть тем, кто осмелился их задеть. Такие Стервы могут быть очень неприятными людьми, так как они никогда и никому не доверяют. Они так и не научились использовать свою силу конструктивно.

 

Стервы, которые слишком сильно пострадали от других, направляют свой гнев на окружающих – в первую очередь, на других женщин. Это лишь один из примеров того, как женщин натравливают друг на друга, чтобы они удерживали себя и других женщин «на месте». Стервы не менее чем не-Стервы виновны в этой ненависти к себе и ненависти ко всем женщинам, а Стервы, обратившееся ко злу, склонны и к тому, и к другому в большей степени. Как группа, Стервы сталкиваются с таким же отношением других женщин, как и женщины в целом со стороны общества – их можно эксплуатировать, о них можно сплетничать, но если они заходят «слишком далеко», их нужно игнорировать или стараться принизить. Они угрожают традиционному положению женщины, и большинство женщин одновременно и завидуют им, и чувствуют себя лучше их. Они утешают себя, говоря, что они не такие как эти агрессивные, мужеподобные аномалии, а затем начинают паниковать от мысли, что мужчины – самое главное, что есть у них в жизни – могут предпочесть независимую, уверенную в себе, свободную Стерву.

Стервы, в свою очередь, не слишком беспокоятся о других женщинах. Они привыкли с неприязнью относиться к ним. Они не идентифицируют себя с ними и у них с ними мало общего. Другие женщины были нормой, которой они не хотели соответствовать. Они отвергают тех, кто отвергал их. Это одна из причин того, почему Стервы, добившиеся успеха несмотря на ограничения общества, презирают женщин, которые этого не добились. Большинство женщин были источником неприятностей, с которыми сталкивались Стервы, и редко у кого из них достаточно развито самосознание, чтобы понять, почему это происходило. Другие женщины угнетали Стерв не меньше, если не больше, чем мужчины, и их ненависть была ощутимее.

Стервы были первыми женщинами в университетах, первыми, кто пробился сквозь невидимую решетку большинства профессий, первыми социальными революционерами, первыми лидерами профсоюзов, первыми, кто начал объединять женщин ради общей цели.

Стервам также может быть дискомфортно с другими женщинами, потому что психологически женщины часто не равны им. Стервам не нравятся пассивные люди. Они не знают, как обращаться с хрупкими созданиями. Женщин обучают быть пассивными, или хотя бы притворяться, что они такие. Стерва не пассивна, и играть эту роль она не любит. Но доминировать большинство Стерв также не любит – как из-за отвращения к доминированию как таковому, так и из-за страха показаться слишком маскулинной. Поэтому Стерва расслабляется и ведет себя естественно только с людьми, которые не менее сильны, чем она. Гораздо чаще такой компанией оказываются мужчины, а не другие женщины, а если Стервы не погрязли в ненависти, то это компания других Стерв. Это ее настоящие равные, и те, с кем ей не нужно играть никаких ролей. Только с другими Стервами она может быть по-настоящему свободной.

Но такие моменты очень редки. Большую часть времени Стервы находятся в психологической изоляции. Женщины и мужчины воспринимают их как угрозу, а Стервы привыкли к осторожности с другими людьми. Но это одиночество также одна из их сильных сторон, так как из этой изоляции и жесткости происходят достижения, на которые не способны большинство женщин. Стервы – самые невоспетые из всех невоспетых героев нашего общества. Они всегда были пионерами, авангардом. Хотели они того или нет, но они всегда выполняли эту роль. Именно они пробили дорогу для других женщин в сферы прежде недоступные для них, пусть даже и не испытывая к ним сестринских чувств. Тот, кто нарушает ограничения, также разрушает их, изменяет саму систему.

Стервы были первыми женщинами в университетах, первыми, кто пробился сквозь невидимую решетку большинства профессий, первыми социальными революционерами, первыми лидерами профсоюзов, первыми, кто начал объединять женщин ради общей цели. Они никогда не были пассивными существами и не терпели, когда их удерживали, и потому они делали то, на что не отваживались другие женщины. Они призывали на себя весь гнев общества, и приоткрывали двери для других женщин. Они жили на краю. В одиночку или при поддержке своих сестер они изменили тот мир, в котором мы сейчас живем.

Стервы – маргиналы этого общества по определению. Для них здесь нет места, впрочем, им оно и не нужно. Они женщины, но они не «настоящие женщины». Они могут играть в женственность время от времени, но они знают, что это просто игра, и что они играют. Причина их угнетения не в вере в то, что они хуже, а в том, что они осмеливаются доказывать, что это не так. Поэтому всю их жизнь их считают аномалиями. Используются более вежливые слова, но смысл тот же. Как и большинство женщин, их учили ненавидеть себя и других женщин. Причины и проявления могут быть другими, но это остается правдой. Эта ненависть или обращается на себя, превращая ее в неприятного человека, или на других женщин, что только усиливает стереотипное отношение к ним. Только развитие самосознания помогает направить эту ненависть на достойную цель – социальную систему.

Мы должны понять, что быть Стервой – прекрасно, и что терять нам нечего.

Этот манифест долго рассказывал о Стервах. И закончится напоминанием о СТЕРВЕ. Это организация, которая никогда не существовала, и возможно, никогда не будет существовать. Стервы настолько чертовски независимы и настолько привыкли не доверять другим женщинам, что им сложно будет научиться доверять друг другу. И СТЕРВА в первую очередь должна научить их этому. Стервы должны научиться принимать себя в качестве Стерв, и поддерживать своих сестер, помогая им стать талантливыми Стервами. Стервы должны научиться гордиться собой и своей силой. Они должны отказаться от изоляции, которая была их защитой, и помогать своим младшим сестрам избежать ее.

 

Они должны осознать, что женщины зачастую менее терпимы к другим женщинам, чем мужчины, потому что их научили смотреть на всех женщин как на соперниц. И Стервы должны вместе сформировать движение, которое будет решать их проблемы политическим образом. Они должны объединиться ради собственного освобождения, также как и все женщины должны объединиться ради своего. Мы должны быть сильными, мы должны быть воинственными, мы должны быть опасными. Мы должны понять, что быть Стервой – прекрасно, и что терять нам нечего.

Перевод Веты Мороз

Запись опубликована в рубрике , Психология с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Джорин «Манифест СТЕРВЫ» (1968)

  1. Анна Брюс говорит:

    Вета, спасибо вам за этот перевод от имени всех рускоговорящих стерв)

  2. Мглистая говорит:

    Блестяще. Огромное спасибо за искренние слова.

  3. nata говорит:

    отличная статья.

Добавить комментарий