В Москве открылась выставка «Феминистский Карандаш»

12 октября в пространстве хостела&галереи «FABRIKA» открылась выставка женской социальной графики, созданной с феминистских позиций.

Как объясняют кураторы выставки Надя Плунгян и Виктория Ломаско, название проекта отсылает к названию ленинградского художественного объединения «Боевой карандаш». В 1940-х гг эта группа, несмотря на технические трудности, печатала литографским способом новые и новые выпуски замечательных сатирических плакатов в жанре рисованной истории. «Мы ставили себе задачу сохранить непрерывность документальной графики и ее высокое гражданское значение, поэтому дали выставке политическое название», говорят Ломаско и Плунгян.

На выставке представлена графика в жанрах документального комикса, репортажного рисунка, плаката и городского трафарета. Во всех работах изображение дополняет текст — художник обращается к зрителю, используя не только визуальные образы.

Тон этого обращения очень разный: спокойное, деловитое перечисление фактов в комиксе Полины Петрушиной о Pussy Riot; задушевный разговор со зрителем от лица главного персонажа в комиксе Татьяны Фасхудиновой; резкий окрик, привлечение внимание к больным темам в плакатах и трафаретах Умной Маши. В серии Виктории Ломаско «Женское» зритель становится невольным участником женских интимных бесед, в трафаретах Микаэлы смысл рождается из лаконичного перечисления имен репрессированных революционерок. Наталья Першина-Якиманская (Глюкля) использует нарезки из чужих текстов, в частности, интервью с мигрантами, придавая им новый смысл своей графикой.

Открытие оказалось неожиданно громким, пришло более ста человек. Во время дискуссии Виктория Ломаско заметила, что еще 3-4 года назад такое мероприятие «сочли бы странным, маргинальным, выставка прошла бы незамеченной. Сейчас искусство становится более демократичным, понятным людям. Многие художники возвращаются к традициям реализма и все чаще обращаются к социальным темам».

По мнению Нади Плунгян, в авангарде этого движения оказываются именно женщины, привыкшие в силу своего социального положения замечать и фиксировать незаметные бытовые подробности. «Женщин-художниц нередко упрекают во многословности, камерности, слишком личной интонации. Но именно эти качества делают репортажную графику историческим документом. Именно это и интересует нас, как организаторов проекта: сочетание частного взгляда, интерес к графической культуре и собственная гражданская позиция. Именно понимание тождества личного и политического характеризует нашу оптику как феминистскую».

Также на дискуссии выступили все участницы выставки, политик и феминистка Изабель Магкоева и спец-корреспондент «Новой газеты» Елена Костюченко, которая отметила особую важность феминистского события, рассказав о погроме, случившемся накануне в ЛГБТ-клубе «7freeDays».

На открытии снимался документальный фильм, который скоро будет показан широкой публике.

Графика как очень доступный вид искусства (минимум затрат, тиражность, небольшое отличие копии от оригинала) занимает в пространстве российской художественной жизни все более серьезные позиции. Однако «ФЕМИНИСТСКИЙ КАРАНДАШ» – не просто новое высказывание в современной графике. Выставка имеет политическое значение как новая платформа, предлагающая женщинам-художницам объединиться друг с другом, и планируется как открытый и продолжающийся проект.

м.Кропоткинская
Красный Октябрь
Берсеневский переулок, д.5/3
+7 (495) 506 10 91, http://fabrika-hostel.ru/

Выставка продлится до 12 ноября.

Фотографии Виктории САФОНЦЕВОЙ

См. также

Запись опубликована в рубрике Рукоделие с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий