Мужчины, чью сторону вы займете? Сексуальное насилие в Индии.

Автор – Рахул Рой, кинорежиссер из Дели, в течение многих лет работающий с мужчинами с целью поддержки прав женщин и трансформации маскулинности в обществе.

События последних двух недель [текст опубликован 28 декабря 2012 года -- прим. перев.] дали нам возможность по-новому рассказать постыдную историю изнасилований и судебных дел по изнасилованиям в Индии. Лично для меня единственный путь к пониманию этого сексуального насилия — это что на женщин объявлена война; война, в цели которой входит диапазон аффектов, включающих мужское превосходство, общинную месть, кастовое подчинение и даже воспрос, какие территории считаются частью Индии.

Как утверждают феминистские исследователи и активисты, изнасилование – это не просто действия сексуального характера, а нападение с намерением пометить тела набором посланий, кторые могут говорить не только через личную травму, нанесенную событиями, через которые проходит женщина, но и посредством того, что будет видимо для других людей.

Изнасилование увековечивает то, что может быть достигнуто через практики доминирующих форм маскулинности в обществе. Неспособность фаллоса соответствовать всем его мифотворческим способностям иногда требует использования фаллических заместителей – твердых металлических инструментов (подобно тому, как было в случае самого недавнего нападения и убийства), успешнее справляющихся с выполнением действий, которые нормы маскулинности заставляют мужчин делать с помощью фаллоса.
Использование металлических стержней, засунутые во рты ружья, вставленные в прямую кишку камни, разрезанная ножами кожа – все это выражения, которые ошибочно анализировались как проявления кризиса маскулинности. Наоборот, это в природе доминирующих форм маскулинности, внутри которых мизогиния, или ненависть к женщинам, составляет неотъемлемый структурный элемент.

Маскулинность – это система политических действий, обеспечивающая, подобно часовому механизму, функционирование всех иерархий. Она приходит в хаки (полиция), она приходит в шафрановом цвете (правое крыло Хиндутвы), она приходит в красном (левые), и она приходит с угрозой насилия, всегда и независимо от обстоятельств. Она находит применение в патриархате, чтобы наказывать отклоняющихся от нормы женщин, так же, как и для подавления племенного населения в Чхаттисгархе и Ориссе со стороны государственной власти. Она используется, чтобы напоминать повстанцам Кашмира, что их участь – подчинение, и она же используется мужчинами на улицах Дели, чтобы напоминать женщинам, что они переходят границы, в которые их поместила культура мужского доминирования.

Проходящие ныне процессы в границах и за пределами Дели сами стали возможностью коллективного катарсиса, моментом, позволившим дать голос и уши повседневному насилию, с которым сталкиваются женщины. Они – крик о помощи и яростное отстаивание права на свободное передвижение, жизнь в достоинстве и свободу от страха изнасилования.

Но что изменят эти протесты? Ирония заключается в том, что если бы протесты организовали и контролировали сложившиеся политические группы, или даже отделения женского движения, их масштаб никогда не достиг бы такой огромной численности и энтузиазма, какие мы можем сейчас наблюдать. Однако их неорганизованная природа также может стать камнем преткновения, хотя и трудно предсказать, какое именно воздействие на индивидуальные жизни будут иметь эти протесты.

Совместные протесты молодых мужчин и женщин обеспечили проблеск возможности, что мужчины могу быть мужчинами и защащать права женщин на безопасность. Они показывают, что мужчины могут стоять плечом к плечу с женщинами против равнодушной администрации. До настоящего момента протесты были значительными, потому что они свидетельствовали участие молодых женщин, которые впервые вышли на улицы в столь внушительных количествах, а также потому, что сотни молодых мужчин присоединились к ним с поддержкой и сочувствием.

Однако многие из этих молодых мужчин нуждаются в осознании, что им следует в большей степени учиться следовать за другими, чем присваивать лидерство на улицах и во время пикетов.

Марши протеста совместно с наиболее глубоким – насколько это возможно – вопрошанием маскулинностей в домах, офисах и политических объединениях все ещё могут сделать текущий выход молодёжи самым значительным протестом против гендерного насилия в Индии со времен обретения независимости.

Более масштабное исследование Рахула Роя размещено на сайте kafila.org (http://kafila.org/2012/12/28/what-do-men-have-to-do-with-it/). По замечанию Майкла Кауфмана, вызванная им дискуссия «восхитительна и совершенно нехарактерна для северноамериканского интернета»

Перевод Алины АМОСОВОЙ

Запись опубликована в рубрике Мужской уголок с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий