Вдохновленная дочерью: интервью с режиссером «Храброй сердцем»

Храбрая сердцем - не типичная история принцессы.

Храбрая сердцем - не типичная история принцессы.

Фильм «Храбрая сердцем» рассказывает о принцессе Мериде (Келли Макдональд), которая бросает вызов традиционным гендерным ролям и отвергает всех потенциальных женихов. Это первый фильм компании Pixar с главным персонажем женского пола. Более того, это первый фильм Pixar, где режиссером была женщина – Бренда Чапман. Индустрия анимации – это сфера, где до сих пор царит доминирование мужчин, так что анимационный фильм женщины об опыте женщин не мог не привлечь внимания. Это интервью Чапман, сорежиссера фильма, для феминистского журнала Ms.

Что вдохновило вас на создание такого фильма?

Моя любовь к Шотландии, старые сказки братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена, но главным образом – мои отношения с дочерью. Начиная с пятилетнего возраста, она то и дело бросает вызов моему «авторитету». Я просто в восторге от того, что она такая сильная, но это совершенно не облегчает мне жизнь! Она и есть моя Мерида… я ее просто обожаю.

Это первый фильм компании Pixar с главным персонажем женского пола. Вам было тяжело добиться съемок фильма, сосредоточенного на опыте женщин?

Как ни странно, нет. Директор по анимации Pixar и Диснея, Джон Лассетер, был заинтересован в том, чтобы создать нестандартный для Pixar фильм. Некоторые его коллеги были против, так что мне пришлось потрудится, чтобы доказать, что я не собираюсь снимать типичный фильм про принцессу.

Их беспокоило то, что у героини нет любовной истории, как в других сказках про принцесс?

Нет. Это, как раз, был фактор, который помог мне продать им эту историю. Это история любви между матерью и дочерью – в ней нет места принцу или другому любовному интересу. В первоначальных версиях была история дружбы, преодолевавшей классовые барьеры, но романтической любви не было никогда.

Я читала некоторые статьи, авторы которых настаивают, что Мерида – лесбиянка, и это объясняет ее сопротивление браку и ее любовь к стрельбе из лука. Какова ваша реакция на такие предположения?

Сначала я была очень удивлена. Потом я перестала удивляться. Я рада, что люди видят в моей героине то, что им близко и важно. Я считаю, что это просто прекрасно. Однако, признаюсь, это никогда не входило в мои планы. Я просто хотела, чтобы Мерида получилась сильной – знающей, кто она и чего хочет в жизни.

Режисер Бренда Чапман с дочерью и мужем на премьере "Храброй сердцем"

Режисер Бренда Чапман с дочерью и мужем на премьере "Храброй сердцем"

Мерида добивается права на брак с собой – очевидно, что это фильм о силе девочек. Вы считаете свой фильм феминистским?

Разумеется! Мы должны предоставить девочкам образцы для подражания, которые продемонстрируют, на что они действительно способны. Большинство фильмов снимают мужчины, которые помещают персонажей-женщин в очень узкие рамки. Они редко предоставляют своим героиням свободу для самовыражения. Девочки и женщины могут быть сильными в самых разных ситуациях. Маленьких девочек обманывают, когда СМИ лишают их возможности увидеть и поверить в это.

А вы сами считаете себя феминисткой?

Да. Я никогда не считала себя особенно воинствующей, но, возможно, я к этому приду на старости лет.

Во многих анимационных фильмах акцент делается на близких отношениях отца и дочери, либо матери играют одинаковую с отцом роль. Как вы объясняете свое решение сосредоточиться на развитии отношений между Меридой и ее матерью, Элинор?

Я мама. Практически не существует фильмов о положительных отношениях между матерью и дочерью или о типичных проблемах в таких отношениях, которые приходят к положительному решению. На телевидении и в фильмах матери и мачехи постоянно получают роли «плохих парней». Я хотела рассказать историю, которую матери и дочери смогут смотреть вместе, узнавая в ней себя и друг друга. Я хотела рассмотреть эти самые глубокие отношения – между матерью и ребенком, которые становятся еще сложнее, если речь идет о матери и дочери. Большинство анимационных фильмов сняты режиссерами-мужчинами. И они снимают фильмы на комфортные для них темы – про отцов и дочерей или отцов и сыновей, и в этом нет ничего плохого. Среди них есть отличные фильмы. Но нам нужен баланс. К этому я и стремилась – открыть путь к установлению баланса. Я снимала фильм на комфортную для меня тему, потому что я сама мама, и у меня была мама… я рада, что, в конечном счете, мне это удалось!

Насколько я знаю, во время длительного процесса съемок ваша роль существенно изменилась. Первоначально вы были главным режиссером и сценаристом, и это продолжалось большую часть съемок. Впоследствии Марк Эндрюс сменил вас в качестве режиссера. В титрах вы и Марк разделили титул сорежиссера, а титул сценариста вы разделили с Эндрюсом, Стивом Перселом и Ирен Мечи. Как вы можете это объяснить?

На самом деле это были «творческие разногласия», главным образом, из-за образа Мериды. Однако хотя Pixar заменил меня, по большей части, фильм получился именно таким, каким я его и задумывала. Были вставлены небольшие изменения тут и там, но то, что вы видели на экране – это мой фильм. Конечно, есть сцены, которые я видела по-другому, но изменения Марка были незначительными и продуманными.

Вы не думаете, что это связано с сексизмом в этой индустрии или в обществе в целом? Вы бы назвали индустрию анимации сексистской?

Я считаю, что все зависит от того, с кем вы работаете. В прошлом я работала со многими мужчинами, с которыми я чувствовала, что у меня есть равное право голоса… но так бывает не всегда. Полагаю, некоторые мужчины эволюционировали, а другие – нет.

Вы, Вики Дженсон (сорежиссер «Шрека») и Дженнифер Нельсон (режиссер «Кун-фу панда 2») – это женщины-пионеры в индустрии анимации. Как вы думаете, почему в этой индустрии так мало женщин-режиссеров?

Я думаю, что ситуация вскоре изменится. Когда я изучала анимацию в колледже CalArts, я была одной из пяти женщин в группе из 30 студентов. Когда класс стал больше, это соотношение не изменилось. Однако когда я представляла «Храбрую сердцем» попечителям CalArts, мне сказали, что сейчас женщины составляют почти 50% студентов. Так что теперь посмотрим, правы ли те, кто считает главной проблемой недостаточный интерес к этой сфере со стороны женщин. Интерес явно вырос. Посмотрим!

Вы наблюдали рост числа женщин в анимации?

Вместе с растущим интересом к анимации, я наблюдаю рост числа женщин, работающих в этой сфере. В DreamWorks я работала с множеством женщин. Я немного удивилась, когда приступила к работе в Pixar, потому что там очень мало женщин на творческих должностях. Я думаю, что это тоже изменится. Еще до того, как я оттуда ушла, они нанимали больше женщин.

У вас есть рекомендации женщинам по созданию анимационных фильмов?

Моя рекомендация: «Делайте это!» Мы иначе смотрим на вещи. Не лучше и не хуже, просто по-другому. И мы можем предложить миру новые и разнообразные идеи. В Голливуде сейчас действует совершенно нелепая мантра – мол, девочки будут смотреть фильмы для мальчиков, но мальчики не будут смотреть фильмы для девочек. Однако это внушение общества, а не естественные различия между полами.

Когда я сама была ребенком, мальчики ходили смотреть «Белоснежку», «Спящую красавицу» и «Золушку» наряду с «Дамбо» и другими чудесными старыми фильмами Диснея. Эта новая мантра – просто близорукость и глупость. Давайте снимать хорошие фильмы – смешные фильмы, страшные фильмы, какие угодно фильмы. Не надо создавать фильмы «только для девочек», и не надо внушать мальчикам, что смотреть такие фильмы «не по-мужски», и вы увидите, что мальчики любят те же хорошие фильмы, что и девочки.

Что вы посоветуете женщинам, которые собираются работать в индустрии, где традиционно доминируют мужчины?

Будьте сильными. Слушайте и держитесь профессионально. Не надо оправдываться и обороняться. Когда вас собьют с ног – вставайте. Легко не будет, но постепенно вы своего добьетесь!

А сейчас на студии Pixar работают другие женщины-режиссеры?

Если и работают, то мне о них ничего не известно.

Что думает о фильме ваша дочь?

Она его обожает и очень гордится, что стала прототипом его героини.

Каким будет ваш следующий проект?

Сейчас я пишу книгу для детей. Еще я собираюсь проконсультировать пару проектов и переговорить с парой студий. Я выжидаю. Если я предложу идею, то она будет реализована уже на моих условиях.

Перевод Веты Мороз

Запись опубликована в рубрике Дети, Женские разговоры, Рецензии, Рукоделие. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

7 комментариев: Вдохновленная дочерью: интервью с режиссером «Храброй сердцем»

  1. Умная Маша говорит:

    классно она выглядит реально королевское платье да еще синее! Спасибо за охуенный перевод

  2. Умная Маша говорит:

    Кстати нормально срезала про лесб

  3. Агнешка говорит:

    Ее дочь тоже приятно одета, без обычной для девочек-подростков на престижных мероприятиях сексуализации
    Приятно что Бренда довольно крупная

  4. Мика говорит:

    не написано, кто переводил – большое спасибо кому-то из нас ))

    да, синее платье меня тоже впечатлило. Как хорошо что она сказала про сексизм в кинопроизводстве – его там до хуя, в Пиксаре – не меньше чем везде. И в анимационных школах тоже.

  5. Репина Анна говорит:

    Спасибо за интервью)
    «Будьте сильными. Слушайте и держитесь профессионально. Не надо оправдываться и обороняться. Когда вас собьют с ног – вставайте. Легко не будет, но постепенно вы своего добьетесь!»
    Вот это я запомню!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>